2.2...Лиза Воронова. Какие ковры украшают стены галерей, а не квартир
......... Ковры переживают Ренессанс как арт-объекты в любых формах, техниках, цвете и масштабе они привлекают внимание галеристов. Характерный пример — ковры Фаига Ахмеда (Faig Ahmed), представлявшего Азербайджан на Венецианской биеннале в 2007 году, инсталляции Эланы Херцог (Elana Herzog) в музее современного искусства Олдрича в Коннектикуте в 2007 году, ковры Дидрика Бракенса (Diedrick Brackens) в Новом музее в Нью-Йорке в 2019 году.
Коллаж. Елизавета Воронова
......... Интерес вызывает техника тафтинг (от англ. to tuft — стегать), во многом схожая с вышивкой. Ее история начинается в 1936 году, когда Джозеф и Альберт Коббл (Joseph & Albert Cobble) изобрели иглопробивную машину. Существует два вида тафтинга: машинный и ручной. Ручной тафтинг позволяет создавать изделия с более сложными и тонкими элементами. Это дает творческую свободу, а также возможность использовать широкий спектр материалов. Такие ковры чаще всего создаются при помощи тафтингового пистолета, действующего по принципу швейной машинки. Художники по текстилю чаще предпочитают эту технику, так как она позволяет им работать быстро. Техника ручного тафтинга не нуждается в экстремально дорогостоящем оборудовании: в среднем тафтинговый пистолет стоит 1000 USD. Эта техника не только практична и удобна, благодаря ей можно создавать объемно-пространственные ковры-скульптуры.
......... Текстиль перестает быть исключительно функциональным и декоративным, а становится частью произведений искусства. С помощью ковров художники говорят о социальных и политических проблемах, таких как экология, феминизм и потребление информации. Например, аргентинская художница Александра Кеайоглоу (Alexandra Kehayoglou) создает ландшафтные ковры-пейзажи, посвященные взаимодействию человека и природы. Она затрагивает глобальные проблемы изменения климата, загрязнения окружающей среды, разрушения природных ландшафтов. Ее ковры не только подражают природе, но и напоминают о потреблении природных ресурсов человеком.
......... Художница из Португалии Ванесса Баррагао (Vanessa Barragão) тоже поднимает вопросы экологии в своих работах. Однако темой ее исследования становятся не пейзажи, а мировой океан. Источник вдохновения — кораллы и рифы. Абстрактно обрабатывая их формы, художница ставит перед собой цель показать границу между красочным и бесцветным, живым и мертвым. С помощью ковров она говорит о гибели морской флоры и фауны.
......... Ковры как медиум говорят и на тему текстильной промышленности, которая считается одной из самых вредных и токсичных. Большинство отходов сбрасывается в воду, нанося огромный ущерб мировому океану, поглощающему до 90% загрязнения атмосферы. Поэтому художница использует переработанные материалы и отходы производства, такие как остатки использованной пряжи.
......... Аргентинская художница Макарена Лузи (Macarena Luzi) затрагивает темы гендера и феминизма в своих произведениях. Ее работы соответствуют всем стереотипам о женском творчестве: она выбирает текстиль, как традиционно «женский» и более «низкий» по отношению к живописи, архитектуре и скульптуре вид искусства, и использует светло-розовые пастельные тона, волнообразные и округлые формы. Такой выбор сделан абсолютно сознательно: художница не стесняется феминности своего искусства, отвергая приписываемую ему неполноценность.
......... В России ковры создает художник peeks1, используя в работах комиксы и персонажей из массовой культуры. Его стилистика имитирует клиповое сознание, семплирование реальности и граффити.
2.1...Лиза Воронова. Крыши, заброшки, дворы-колодцы: где рисуют граффитчики в Питере
......... Об отличиях граффити и стрит-арта в целом иронично говорит в своем микроблоге петербургский граффити-художник Максим Има: «Граффити — это когда нарисовал и твои пацаны поняли. Стрит-арт — это когда нарисовал и все люди поняли, а твои пацаны вообще не поняли».
PODRUGA KMF
......... В направлении граффити работают райтеры (авторы, специализирующиеся на композициях из букв), а граффити, если попытаться его строго определить, скорее состоит из написания тегов (авторских подписей) и создания никнеймов и символов, понятных членам комьюнити. Стрит-арт более объемное понятие, куда входят работы, созданные на улице, часто затрагивает остросоциальные проблемы.
......... У граффитистов в Питере сформировались выгодные условия за счет большого количества заброшек, глухих дворов, что позволяет сохраняться надписям долго, до того как ЖКХ доберется с валиками.
......... Спросив знакомого райтера podruga kmf, чем же так примечательны петербургские граффити, получила ответ: «крыши, крыши и еще раз крыши». Петербург знаменит не только своими музеями и белыми ночами, но и крышами домов, с которых открывается живописная панорама на город. Когда райтеры рисуют на крышах, они минимизируют контакт с посторонними и из-за труднодоступности мест вероятность быть закрашенным сводится к нулю.
PODRUGA KMF
......... Граффити смотрят в контексте окружающей среды, подобно стрит-арту. Однако, можно попробовать разобрать их композиционно-шрифтовую составляющую, которая представляет отдельную субкультуру в используемых символах и персонажах. Их стилизация предметов зачастую оказывается авторским стилем. Например, бирюзовые тролли podruga kmf, частично списаны с интернет-образа пранкера Евгения Вольнова. Изображения рюмки и бутылочки того же райтера оказываются узнаваемым мотивом, встречающимся не только в живописи, но и в поэзии.
LETME, фотография ТЙОМА
STOPROCENTOF (REKJLAMA)
PODRUGA KMF
......... Граффити не останавливается и стремительно захватывает город, райтеры не ограничивают себя тегами и буквами, а экспериментируют, наполняют огнетушитель краской и создают работы высотою в несколько этажей, как райтер 0331С. Также не обходят и баффинг (buffing в переводе с английского удаление или закрашивание рисунков со стен), рисуя поверх работы коммунальщиков. Выпускают зины, участвуют в коллаборациях с брендами уличной одежды, бьют татуировки со своими работами.
Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных