9.2...Евгения Мухова. Вид на экологические проблемы в Стамбуле: биеннале
......... Спокойное описание Стамбульской биеннале, шестнадцатой по счету, фокус которой – экология. В обзоре использованы материалы каталога Стамбульской биеннале и личные наблюдения автора.
ПРОТОРЕННОЙ ДОРОЖКОЙ
......... Стамбульская биеннале одна из самых авторитетных, кураторами становятся как правило уже состоявшиеся в культуре и известные по предыдущим проектам, эксперты. Выбор шестнадцатой биеннале пал на французского теоретика, критика и куратора Николя Буррио. В своей работе «Реляционная эстетика» (1998) он предложил термин «искусство взаимоотношений», который связан с возникновением нового поколения художников. А также термин «альтермодерн», сформулированный в 2009 году на триеннале в Tate для обозначения новой культурной парадигмы и связан с изменением современного искусства под гнетом глобализации.
......... Буррио вообще свойственна систематизация накопленных знаний и претворение концепций в форме исследовательского труда, а затем выставки. В Стамбуле Буррио не стал себе изменять.
......... Биеннале под его кураторством расположилась в трех локациях: на острове Бююкада, музее Пера, и самая масштабная часть экспозиции — в стамбульском Музее живописи и скульптуры Университета изобразительных искусств Мимара Синана.
......... Выставка первоначально планировалась на территории верфей, но была перенесена из-за угрозы здоровью посетителей. Комично, ведь основная часть проекта построена вокруг проблем окружающей среды. Разброс по городу и островам уже стал отличительной чертой биеннале, путешествие по локациям превращалось в более близкое знакомство с городом и возможностью посетить закрытые и недоступные для туристов места. Но биеннале 2019 года скорее традицию нарушает и приобретает более институциональный характер.
Стамбульский Музей живописи и скульптуры Университета изобразительных искусств Мимара Синана
ОЧЕРЕДНОЙ ТОПИК ПРО ЭКОЛОГИЮ
.........Экологическая тема явилась отправной точкой для большого исследовательского проекта, в котором название «Седьмой континент» отсылает к огромному мусорному острову из пластика (примерно 3,4 млн кв.м), дрейфующему в Тихом океане.
.........Проблема с захламлением планеты пластиком уже настолько остра, что коснулась любого, даже малосознательного гражданина. Смог в Дели, пожары в Сибири и Австралии, глобальное потепление требуют от государств и владельцев крупных предприятий более осознанного отношения к производству товаров. Так в 2019 году мы пришли к выступлениям Греты Тунберг в ООН, производству пакетов из биополимеров, перешли на использование многоразовых мешочков для продуктов в сетевых магазинах и стаканов для кофе to go.
.........Седьмой континент, в котором отразился результат многовековой человеческой деятельности, стал символом нашей неэкологичной эпохи. Кроме того, седьмой континент сформировал вокруг себя новое информационное пространство, где больше нет места разделению на природное и культурное.
.........57 художников из 25 стран, чьи формы художественной практики сильно варьируются, были объединены Буррио для исследования зловещей гео - и антропо- территории седьмого континента.
.........Одних художников занимает биологическая природа человека и его эволюция, другие увлечены изобретением новых археологических методов для раскопок воображаемых цивилизаций.
.........Посетитель музея Пера открывал для себя целую коллекцию псевдо-археологических объектов, которые вполне могли быть частью коллекции исторического или археологического музея с той лишь поправкой, что были созданы художником. Такой тип археологии, по мнению Буррио, соответствует эпохе, в которой мы живем: прошлое так же фальшиво, как настоящее и будущее, поэтому художники пробуют себя в качестве творцов альтернативной истории.
.........Одним из таких художников, представившим альтернативный ход истории, стал американский художник Норман Дейли (Norman Daly). Он посвятил свою творческую жизнь созданию концепции фиктивной древней цивилизации под названием Льюрос, которая выражена в различных художественных формах: рисунках, скульптуре, архитектуре, картографии, украшениях. «Воображаемые цивилизации — писал Дейли, предлагают терапию бегства от онемевшей действительности».
Norman Daly. The Civilization of Llhuros, mid.1960
Norman Daly. The Civilization of Llhuros, mid.1960
.........Другая работа с артефактами уже в Antrepo 5, The Creator, 2019 опирается на археологические находки в Южной Америки. Художница Клаудиа Мартинес Гарай (Claudia Martínez Garay) исследует связь между колониализмом и культурным наследием инков. Инсталляция напоминает место раскопок, где керамическая скульптура малых форм — копии реальной керамики — соседствует с бумажными вырезками растений того региона. Археологический подход Гарай в отличие от Нормана Дейли основан не только на воображении, но и на глубоком исследовании культуры и настоящих раскопках в Перу.
Claudia Martínez Garay. "The Creator", 2019
.........Экспозиция, занявшая пять этажей Музея живописи и скульптуры открывалась большим проектом коллектива Feral Atlas. Более ста ученых и художников объединились с одной лишь целью — для изучения влияния человеческой инфраструктуры на живые и неживые организмы. Создавая междисциплинарный взгляд на процессы, происходящие в эпоху антропоцена, коллектив показывает, как привычные механизмы XXI века, такие как заводы, животноводческие фермы, электростанции, мусорные свалки, судоходство ведут к глобальным катастрофам, которые мы наблюдаем.
Feral Atlas
.........Тема экологии дополнена футуристическими проектами. Пакуи Хардвэа (Pakui Hardware), дуэт художников из Литвы, на основе исследования технологий, природы, регенеративной медицины и синтетической биологии, создают органы, выращенные вне человеческого тела. Такой потенциал образования новых органов имеется у некоторых видов медуз и морских ежей. К счастью, пока скульптуры в виде органов сделаны из стекла, кожи, силикона и других материалов. Но интерес художников лежит глубже, чем в простом исследовании восстановительных функций живых существ, ведь это еще и огромный бизнес медицинских корпораций в области пластической хирургии.
Pakui Hardware. Extrakorporal, 2019
......... Куда более близким будущим представляется арбузная инсталляция Макса Хупер Шнайдера (Max Hooper Schneider). Человечество выращивает синие розы, скрещивает разные виды фруктов в качестве маркетингового хода, но инсталляция Шнайдера не один из них. Двадцать пять арбузов представляют собой сатирическое исследование на тему человеческого заблуждения, которое заключается в превосходстве над природой.
Max Hooper Schneider. To Become a Melon Head, 2019
......... Еще один большой блок, к которому обращаются художники биеннале, это всякого рода ущемления: будь то колониализм, расизм или гендерное превосходство.
......... Здесь представлены: большая инсталляция Редклифа Бейли (Radcliffe Bailey), рефлексирующего на тему расы, миграции и рабства, скульптура Ребекки Белмор (Rebecca Belmore), в виде алюминиевого каноэ, от которой холодок по спине. Работа Белмор — своего рода памятник коренному населению Канады и погибшим подросткам, тела которых были найдены в реке Макинтайр в Онтарио в наши дни.
......... Турия Магаделла (Turiya Magadella) своей тотальной инсталляцией привлекает внимание к условиям труда в странах Третьего мира, гендерному неравенству, а также переплетению историй сексуального и расового насилия. Полностью покрытая колготками поверхность стен и потолка воссоздает пещероподобную структуру, а цвет текстиля привлекает внимание к цвету кожи наемных работниц.
Radcliffe Bailey. Untitled, 2019
Rebecca Belmore. Body of water, 2019
Rebecca Belmore. Body of water, 2019
......... Вместе с массовым переходом на безотходное и более экологичное производство, любой уважающий себя музей уже сделал хотя бы одну выставку на эту тему. В России к этой теме присоединился «Гараж» с проектом «Грядущий мир: экология как новая политика». Выставка Буррио в отличие от «гаражной», представляет собой цельное высказывание, с четкой структурой и тщательным выбором тем в работах художников.
......... В каталоге к выставке куратор говорит, что современное искусство - катастрофично, а Земля больше не круглая, она страдает от мощного воздействия антропоцена, и выставка достигает апофеоза на террасе последнего этажа Antrepo 5, вид с которой открывается на все те экологические проблемы, о которых так стремительно рассуждали художники 16-й Стамбульской биеннале.
9.1...Евгения Мухова. East West Jazz / Восточный джаз. Диалог Востока и Запада на выставке в ГМИИ им. А.С.Пушкина
......... Выставка «Восточный джаз» в Белом зале и колоннаде Пушкинского музея объединяет неочевидные в сопоставлении произведения, позволяя зрителю пережить невероятный оптический опыт.
Александр Колдер «Листья и цветы», 1966 и Женский зимний нарядный халат — мунасак, Вторая половина XIX века
.........Название выставки East West Jazz отражает вектор многолетней выставочной стратегии музея, построенной на диалоге между западным и восточным искусством.
.........Основу выставки составляют восточные халаты из частной коллекции Александра Клячина и послевоенная абстрактная живопись швейцарского коллекционера Жана Клода Гандюра, в собрании которого находятся произведения Клода Виалы, Симона Антая, Виктора Вазарели, Геера ван Вельде, Жана Базена и Джима Дайна. Оба мецената рассматривают свои коллекции в качестве объектов для глубокого научного исследования, но также рады знакомить зрителя с произведениями, многие из которых демонстрируются впервые. Главный куратор выставки Сурия Садекова и сокуратор и сценограф Патрик Уркад ставят в один ряд восточные халаты и послевоенную абстракцию, добавив работы из коллекций Пушкинского музея и парижского Центра Помпиду.
Геер ван Вельде. Композиция, 1946. Холст, масло. Фонд поддержки искусств Гандюра, Женева
Мужской халат — тун. Бухарский эмират, Вторая половина XIX века. Полушелк бекасаб. Собрание Александра Клячина
Клод Виала. 1970/048, 1970. Ткань, краска. Фонд поддержки искусств Гандюра, Женева
Женское нарядное платье — куртайи пешкушо. Самарканд, Последняя треть XIX века. Шелк алочаи аурмони. Собрание Александра Клячина
......... Работа с частными коллекциями — отличительная черта Пушкинского музея при подготовке к выставкам в последние годы. Частные коллекции — источник уникальных произведений искусства, которые важно интегрировать в государственные институции и, что важно, показывать в контексте мирового искусства. Только в 2019 году ГМИИ им. Пушкина представил несколько выставок из частных собраний: французского бизнесмена и президента группы компаний Louis Vuitton Moët Hennessy Бернара Арно («Коллекция Foundation Louis Vuitton. Избранное»), а также мецената Щукина («Щукин. Биография коллекции»), коллекция которого послужила основой настоящего музея.
Альфред Манесье. Снежные польдеры, 1956. Холст, масло. Фонд поддержки искусств Гандюра, Женева
Женское платье — курта. Бухара, Конец XIX века. Полушелк адрас
......... Экспозиция, сценографией которой занимался Патрик Уркад, арт-директор французского Vogue в 1980-х, построена с нарушением многих музейных правил: непривычная форма показа текстиля: не аккуратно разложенные в витринах, а высоко «распятые» между греческих колонн платья, а также низкое расположение живописных работ. Эти приемы использованы кураторами, «‎чтобы дистанцироваться от ассоциаций с одеждой как чем-то носибельным — и показать графичность принтов в чистом виде», — рассказывает Патрик Уркад в интервью журналу Vogue Russia.
Халаты и платья из собрания Александра Клячина
......... По халатам в апсиде Белого зала, можно проследить периоды создания коллекции Александра Клячина: цветной, соседствующий с работами Александра Колдера, в полоску — с работами Даниэля Бюрена и, заключительный, монохромный — с работами Эдуарда Штейнберга. Несмотря на то, что живопись выставлена наряду с азиатскими одеждами, не стоит искать параллелей, в том числе и цветовых. Кураторы акцентируют внимание на эмоциональном восприятии объектов по отдельности, оставляя поле для фантазии зрителя. Накладываясь друг на друга, изображения создают новые смыслы в человеческом сознании, где полотна абстракционистов призваны скорее усилить оптическую связь с пестрыми геометрическими узорами струящихся восточных тканей.
Апсида Белого зала выставки «Восточный джаз»
......... На выставке представлена не только периодизация создания коллекции Александра Клячина, но и краткая история развития западноевропейского абстракционизма, начиная с работы родоначальника течения — Василия Кандинского («Импровизация №20» 1911 года) до представителей разновидностей это течения: ташизма (Камиль Бриан «Heperile», «Дао», 1956 г.) и оп-арта (Виктор Вазарели «Вегавив II», 1955 г.).
......... В Белом зале, на том месте, где еще недавно был показан «Танец» Матисса на выставке «Щукин. Биография коллекции» теперь витрина с работами из серии «Джаз» 1947 года из коллекции Пушкинского музея. В выполненных по трафарету графических листах есть общее с джазом и с созданием узоров на тканях: торжество жизни, буйство форм и чистых открытых цветов.
Витрина в центральной части Белого зала с работами Анри Матисса из серии «Джаз», 1947
......... Буйство красок охватывает всю выставку, выcоко подвешенные между греческих колонн нарядные бухарские халаты чередуются с яркими, но наполненными травматическим опытом холстами Камиля Бриана, Альфреда Манесье, Жана Деготеска.
Камиль Бриан. Heperile, 1951. Холст, масло. Центр Помпиду, Париж
Женское нарядное платье — курта. Бухара, Конец XIX века. Полушелк адрес. Собрание Александра Клячина
......... Настроение заключительной части выставки задает большое черно-белое полотно Даниэля Бюрена «Серия коридоров» 1983 г. и «Двадцать пять кругов на черном фоне» 1991 г., которых на самом деле двадцать три, что служит иллюстрацией творческой концепции художника, которая заключается в ненавязывании построения произведения и работе с контекстом.
Женский халат — тун на фоне работы Даниэля Бюрена. Серия коридоров №А04 & А06. Диптих, 1983. Холст, акрил. Предоставлено художником и галереей Kamel Mennour, Париж/Лондон
......... Выставка «Восточный джаз», как и работа Даниэля Бюрена, как бы декоративна ни была, требует от зрителя размышлений о том, насколько ценно эмоциональное погружение, и как влияет на восприятие произведение искусства в зависимости от размещения.
......... Помещенные в нестандартные условия халаты потеряли свою утилитарную функцию, и приобрели статус произведения искусства. Диалог абстрактных полотен XX века с красочными композициями восточных халатов XIX века повествует о возможном влиянии вторых на современное искусство.
Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных