4.3..Диана Листопад. Это ГиперСтаниславский
.........Если вы видели людей на улицах Москвы, блуждающих по городу в наушниках и выполняющих странные действия, то вы стали свидетелем спектакля-променада Remote X. А может вы сами были помещены в кузов фуры на Cargo X ?
.........Проезжали интерактивный маршрут от Москвы до Магадана, слушая истории дальнобойщиков и делая остановки в придорожных забегаловках?
.........Если вы интуитивно кивнули, то знакомы с немецкой группой театральных новаторов Rimini Protokoll — участниками IV Международного фестиваля искусств "Вдохновение" с 20 июля по 5 августа.
.........Театр - это не только ряды красных кресел и бокал шампанского в антракте. Интерактивность действия, вынос сцены за пределы зала и размытие границы между актером и зрителем — новые формы постановок сегодня все активнее меняют сцену и отношение зрителя к ней. Особо ценятся фестивали театрального искусства, где на одной площадке соседствуют постановки разных стилей и авторов.
.........Трое участников Rimini Protokoll переосмыслили документальный театр и, судя по ажиотажу вокруг их постановок, сделали это удачно. Спектакли тиражируются по всему миру. Группа является обладателем премии венецианской биеннале «Серебряный лев». Ежегодно они ставят более 400 постановок.
.........В этот раз Rimini Protokoll представляют иммерсивный проект SITUATION ROOMS. Интерактивный спектакль-квест, в котором 20 героев (обязательно присутствие каждого из 20 участников), «вооруженные» планшетом и наушниками, проживают моменты из жизни 10 персонажей, оказавшихся в условиях войны. Почему "вооруженные планшетом" ? Этот гаджет на полтора часа станет единственным правилом и оружием всего действия.

.........«Театр, как это было и у Станиславского, должен предлагать альтернативную точку зрения, другую роль. И в постановке SITUATION ROOMS мы попробовали осуществить ГиперСтаниславского. Потому что там есть люди, рассказывающие истории, но нет дистанции между героем и зрителем» — говорит один из создателей Rimini Protokoll Даниэль Ветцель.
.........Я стою перед дверью. На экране моего планшета идет действие от первого лица — мне надо войти внутрь. Игра началась. Я военный корреспондент на презентации нового поколения технической экипировки солдат. Я подхожу к столу и надеваю на руку сенсорную перчатку для защиты кистей. Хороший комплект. Достойная разработка.
.........В комнату входит директор банка. Мне необходимо пожать ему руку и помочь надеть бронезащитное пальто. Этап выполнен. Мой экран постепенно становится белым.
.........Я хирург из организации «Врачи без границ» и нахожусь в лазарате. На моем столе лежит раненый сириец. Сквозное отверстие в правом бедре. Выстрелом ему раздробило кость. Пуля была разрывная. Он точно сможет продержаться до завтра. В очереди на срочное оперирование еще несколько солдат, которым повезло чуть меньше. Я клею на его руку желтый маркер. У нас есть стикеры четырех цветов: красный, желтый, зеленый и голубой. Мы присваиваем их больным в зависимости от степени тяжести ранения.
.........В верхнем выдвижном ящике лежат снимки моего прошлого пациента. Чернокожий парень лет 20-ти. Когда он отказался убивать, сослуживцы отрубили ему руки. Потом верхнюю губу за слова о том, что он не хочет войны. Я смотрю на фотографии и не могу поверить, что так его изуродовали люди. На столе хирургические инструменты. Я бегло осматриваю приборы, что с детства вызывают во мне страх и выхожу во двор.
.........Теперь я интернет-активистка и расследую спонсирование банками военных поставок.

.........Мне предстоит прожить еще 7 историй. Окунуться в атмосферу войны. Рассмотреть и изучить ее с разных позиций. Ощутить жизнь в условиях боевых действий, а не на экранах телевизоров. И понять, что чувствуют люди, соприкоснувшиеся с разрушающей силой оружия и ненависти.
.........Мы — одновременно зрители и актеры. Мы вершим действие и наблюдаем его со стороны. Формат SITUATION ROOMS — переосмысление театра и ролей в нем. Переосмысление себя и своей ценности в череде мировых событий.
.........Что чувствуешь ты, когда один из твоих персонажей произносит с улыбкой реплику «Ты нажимаешь на кнопку….пффф! И там груды тел». А другой попадает под обстрел, теряет ногу и становится свидетелем смерти друзей?

4.2..Диана Листопад. Духи, склады и паразиты
.........Cовременное искусство в Саратове — эстетический оксюморон или новая реальность?
.........О каком современном искусстве в Саратове можно рассказать? Вот и я так думала, когда начинала писать этот текст. Но увидев видеоарт на заброшенных складах, инсталляции на старой пожарной лестнице, и посетив квартиру художника, я поняла, что Саратов дышит. Да, здесь нет единого пространства (как Винзавод или Гараж),где бы консолидировалась арт-тусовка или размещались работы современных художников. Зато здесь есть люди, развивающие искусство и делающие его доступным.
.........В последние несколько лет в Саратове стали происходить изменения в культурных и образовательных пластах жизни города. На афишах появились общедоступные лекции, экспериментальное кино, медиа-выставки и различные фестивали искусства.
.........1
«Я в современном искусстве абсолютный дилетант. Знаешь, здесь я всегда руководствуюсь внутренним нравится / не нравится. И именно это является главным критерием».

Евгений Наумов
Организатор выставок в Саратове, фильмов, дизайн-площадки «Дичь»,
автор городских сувениров «Свиристель»
.........Если мне нравится выставка, то я привожу её в город. Это намного легче, чем ехать куда-то, покупать билет, ещё в чужом городе останавливаться у знакомых. А если показ фильма организую, то я его ещё и пересмотреть могу пару раз. Самым долгим моим проектом была мультимедийная выставка «от Моне до Малевича», которую я привез из ARTPLAY. Я не раз слышал, как гремят подобные выставки в Москве, и решил показать её Саратову. Но не могу назвать это искусством. Формат оживших полотен, скорее всего, это популяризация искусства. Здесь нет с нуля разработанного уникального контента. А именно этот критерий, на мой взгляд, является ключевым для определения искусства.
Также в рамках проекта «Дичь» мы проводим встречи и интенсивы с известными дизайнерами, показываем фильмы . Это точно не про деньги, а скорее про пообщаться. Конечно, с площадками в Саратове беда. Надеюсь, что после появления ГЦСИ что-то изменится.

.........2
.........Саратовский филиал государственного центра современного искусства (ГЦСИ) в составе «РОСИЗО» появился в июне прошлого года на территории бывших провиантских складов Рейнеке. Архитектура и формат зданий перекликаются с московским Винзаводом. По комментариям в соцсетях можно сказать, что появление ГЦСИ — это надежда на будущие изменения в культурной жизни города.
.........В настоящий момент пространство ещё не реконструировано и проводить выставки или мероприятия на постоянной основе там невозможно. Помещение не оборудовано необходимой техникой и требует капитального ремонта. Но несколько однодневных событий уже с успехом прошли здесь. Кинопоказы документалок под открытым небом, арт-тест складов и фестиваль видеоарта #ВИДЕОРЕКА.

.........«Мы видим этот проект как место, куда можно будет прийти утром, посмотреть выставку, попить кофе, встретиться с друзьями, поработать в коворкинге, вечером потанцевать под диджей-сет и остаться здесь же в хостеле, чтобы утром снова посмотреть то, что не успел вчера».

Дмитрий Андреев
Директор РОСИЗО-ГЦСИ (Саратов)
.........Мы анализировали происходящее в городе и пришли к выводу, что большое количество людей интересуются современным искусством и актуальными практиками. Поэтому мы создали цикл лекций про историю искусства и музыки. Дело в том, что любую публику нужно воспитывать и постепенно давать понять, что современное искусство - это другой взгляд на мир. В Саратове интересующихся людей больше, чем мест, которые они могут посетить. В связи с этим следующий филиал ГЦСИ открылся здесь.
.........3
.........Я поднимаюсь на 4 этаж старой хрущевки. За дверью номер 42 меня уже ждет саратовский художник Александр Гнутов. Он широко известен как неототеист, язычник и маг. В квартире со мной здоровается молодая девушка с короткой стрижкой. Она представляется Машей, отворачивается и продолжает работать над коллажами в левом углу комнаты. Выставка её работ, совместно с другой начинающей художницей Златой Улитиной, недавно открылась в Саратове.
.........«Искусство умерло, когда стало пояснять себя. Настоящее искусство должно восхищать. Красота не требует пояснения».

Александр Гнутов
Просто облачко
.........Искусство-это игра. Моё творчество — это путешествие в необъятный славянский космос, в русский архетип. Духи предков и фольклор вдохновляют меня. Сегодня люди потеряли связь с природой. Их головы заняты капиталом и политикой. Я ещё в детстве осознал всю пошлость окружающей среды и сбежал в свою сказку. Но я не насаждаю своё видение ученикам.
.........Современного искусства вообще нет. Тем более в Саратове. Когда мы думали над следующим проектом в музее Павла Кузнецова, то решили что нужно разбавить старые имена чем-то свежим. Мы взяли двух талантливых девочек и сделали их выставку. С одной из них я сейчас создаю совместную серию произведений.


.........«Я считаю, что современного искусства нет. Это пустыня. В будущем я не хочу поступать в художественный ВУЗ. Зачем встраиваться в систему, которая все равно не работает?» — говорит девушка
Мария Сенотова
.........4
.........Более концептуальный взгляд на искусство у галереи «ИМХО» в Саратове.
3 лестничных проёма пожарного выхода в здании работников искусств. Уход от привычной формы музейных коридоров? Скорее безвыходность положения. Трое молодых художников (Алексей Трубецков, Алина Белоусова, Анастасия Колесникова) 4 года назад решили собственными силами организовать первую и пока единственную галерею современного искусства в Саратове «ИМХО». Концепция названия завязана на том, что каждая работа, представленная на выставке, сопровождается экспликацией, начинающейся со слов ИМХО. На идею создания их вдохновила питерская галерея «Паразит».
.........«Они, как и мы, «паразитируют» в коридоре здания выставочного центра «Борей» — говорит одна из основателей галереи Алина Белоусова.

.........«Если самоорганизация превращается в институцию, то попадает в ад, а если исчезает, то в рай».

Алина Белоусова
Современный художник, основатель галереи «ИМХО, проекта «DIGITALINA»
.........Поскольку мы живем здесь как в коммунальной квартире, у нас назрела «ЖКХ» выставка. Именно её мы проводили совместно с «Домом грузчика» в Перми. Мы часто посещаем различные галереи и на одной из феминистских выставок познакомились с Татьяной Доспеховой. Позже она приезжала к нам со своим перформансом. Две девушки разрезали на лоскутки вещи, с которыми у них были связаны негативные воспоминания и, проговаривая все неудачи вслух, вязали перед зрителем пуфик из этих ленточек. Такая психологическая переработка проблем.
.........В настоящее время в галерее представлена выставка «Кого ты лечишь?» Тема медицины переосмыслена в работах молодых авторов. На стене в коридоре силуэты цепочки людей, ждущих своей очереди на приём к врачу. В лестничном пролете парят врачебные халаты и смирительные рубашки. По стенам расползаются фонендоскопы, а старые перила аккуратно загипсованы в местах «перелома».
.........«Эта галерея изначально некоммерческая. Мы понимали, что если не сделаем площадку, то художники либо будут дальше рисовать в стол, либо уезжать. Если проект становится коммерческим — мышление сразу перестраивается. Ты начинаешь думать о деньгах, о сметах. Ты начинаешь делать уже не так, как сделал бы раньше. Ты становишься несвободным» - рассказывает Алина.
.........Саратов давно считается одним из городов — синонимов запустения и провинциальности в России. Столичные жители часто путают этот город с Самарой. В нашем кинематографе он является местом, откуда все уезжают «покорять Москву» . Саратов - это своеобразный культурный феномен в сознании российского народа. Но сегодня ясно ощущается, что все общепринятые ярлыки больше не находят себе подтверждения. Здесь живут люди, которые насыщают город, не дают ему умереть. Они помогают децентрализовать культурную ситуацию в стране, где ещё несколько лет назад всё замыкалось кольцом МКАД.

4.1..Диана Листопад.Саратовские страдания
.........Мечты москвичей-синефилов о появление или возрождении музея кино в Саратове стали явью. Местный Дом кино успешно борется с конъектурой и сохраняет «магию кино». Первый текст Дианы Листопад о саратовском Доме кино
.........Братство Святого Креста

.........Неприметное здание за углом Октябрьской улицы в Саратове негласно считается оплотом кино-культуры в городе.
.........Пластиковая табличка рядом с железной дверью гласит «Дом кино». Но место лишь номинально зовется «домом», для посетителей название из нарицательного давно превратилось в собственное. Здесь проходит жизнь кино: бытовая, кулуарная, подчас неприглядная, без нашумевших блокбастеров и мейнстримовых картин, подогнанных под прокатные рамки.
.........Более 150 лет назад (1866 г.) в здании за углом узкой улицы существовало Братство Святого Креста при храме Страстей Господних. Братия содействовала народному просвещению и занималась благотворительностью. В 1917 году организацию запретили, на смену пришли рабочие кружки и советский Дом Народного Творчества, с доносящимися из окон партийными песнями. А после — вереница из «Пролеткино», «Союзкинохроники», «Куйбышевской» и «Нижне-Волжской» студий кино.
.........В 1981 году показы артхаусных фильмов проводил клуб «Волшебный фонарь». Синефилы (преимущественно студенты) перемещались с места на место, организовывая сеансы даже в корпусах университетов. Спустя 23 года киноклуб трансформировался в полноценный Дом Кино.
.........Сегодня стены в двухэтажном здании завешаны старыми кино-плакатами, видавший виды кофейный автомат заменяет киношные прилавки с карамельным попкорном и pepsi. В залах старые, обтянутые бархатной тканью сиденья. Все вместе составляет историю. Постоянных посетителей, по сравнению с другими кинотеатрами города, у Дома Кино не много, но каждый из них предан своему дому.
.........«Кинотеатр классный, точнее сама его идея: такого пространства для свободного кино. Здесь всегда лучшие фильмы, победители фестивалей. Но проблема в то, что о нем мало кто слышал, да и местоположение совсем не в центре культурного движения города. Просто просмотром фильма зрителей привлечь трудно — в принципе в инете все можно посмотреть. Если бы удалось вокруг него создать некое артпространство (с кафе, площадкой для дискуссий) — тогда Дом кино мог бы стать действительно местом встреч творческих и думающих людей», — пишет постоянная посетительница Лера (орф. и пункт. автора сохранены).
.........Кинополитика

.........Дом — единственный кинотеатр города с показами арт-хауса и документального кино. В конце сентября на базе кинотеатра ежегодно проходит единственный в городе фестиваль документальной мелодрамы «Саратовские Страдания».
.........Вообще, Дом Кино далек от политики, но, когда ему фактически бросают вызов, связанный с запретом показа документальной картины, принимает его решительно.
.........Свидетелем одного из таких культурных поединков я стала два года назад, когда впервые пришла в дом. Не успев посмотреть картину АРТДОКФЕСТА - 2016 «Слишком свободный человек» на фестивале, я через несколько месяцев купила билет в Саратове. За пару дней до сеанса в кинотеатрах по стране начали срываться показы по разным причинам: от сообщения о готовящемся теракте до технических обстоятельств. Сеанс в Доме кино в Саратове состоялся с 1,5 часовой задержкой, не было ни одного свободного места и зрители ждали отмены. Но Дом Кино не сдался, после интервью директора кинотеатра на «Эхо Москвы» прошел уже без помех.
.........Сегодня зрители Дома могут самостоятельно формировать репертуар. Несколько лет назад руководством был запущен «Киноцикл». В рамках проекта запланирован показ 100 лучших фильмов в истории кино. Посетители могут каждый месяц голосовать за одну из 10 вынесенных на обсуждение картин. В этом месяце выбора пал на картину Марлена Хуциева «Мне двадцать лет».
.........В настоящей момент репертуар кинотеатра составляют такие фильмы, как «Чудеса» Алине Рорвахер (2014), «Дело Собчака» Веры Кричевской (2018), «Лицо» Маловаты Шумовской (2018) и еще несколько картин.
.........Для выхода в авангард и закреплению статуса культовой синематеке Дому кино мешает «эхо прошлого» — советская оболочка сковывает интерьер, а устаревший интерфейс сайта лишает возможности стать полноценной арт-площадкой для мыслящей молодежи.
Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных