9.3..Дарья Самохина. Интервью с Ольгой Дерюгиной
......... Поговорить обо всем и сразу удалось с Ольгой Дерюгиной. Многогранная личность мира искусств. Такая и получилась беседа: с историями о жизни, вопросами арт-мира и современности.
.........Ольга Дерюгина: Я не планировала быть художником. И уж тем более, куратором или арт-критиком. У меня не было такой интенции никогда. Поступила в Школу Родченко, чтобы научиться техническим основам работы с камерой, как это ни смешно. Я хотела знать, как правильно ставить свет, снимать и монтировать видео. Но в процессе обучения, пока ходила к разным мастерам, слушала лекции Екатерины Деготь и Давида Риффа, чересчур вовлеклась в художественный процесс. И трех лет, чтобы насытиться этим процессом, не хватило — так и пришлось продолжать.
.........А вот в «Базу» я пришла уже четко понимая, чего хочу, поскольку чувствовала нехватку знаний в области теории искусства и тогда уже созрело решение попробовать себя в качестве куратора и начать писать тексты об искусстве. На тот момент как раз в «Базе» был объявлен первый набор на Кафедру Теории, где курс по основам критического анализа и письма вели Боря Клюшников, Саша Новоженова и Глеб Напреенко. Год обучения на курсе действительно дал мне многое.
.........Впрочем, я, безусловно, ощущаю, что полученных знаний мне недостаточно и сейчас всячески стараюсь восполнить пробелы, пока за счет самообразования… Но вопрос образования в России — довольно сложный и мучительный.
.........А ты себя больше к чему относишь – независимый куратор или художник?
.........Ольга Дерюгина: Вот это важный вопрос! Во-первых, для меня принципиально не расставлять приоритеты, и, напротив, переключение между разными практиками помогает, как мне кажется, острее воспринимать особенности каждой из них.
.........Во-вторых, меня несколько фрустрирует устоявшаяся практика представлять людей, используя существительные. Ясно, что в пресс-релизе удобно написать для краткости: «художник, куратор Ольга Дерюгина». Но по моим ощущениям, это выглядит, словно тебя сразу затискивают в рамки какой-то заготовленной роли. Мне больше импонирует подход описания своей деятельности через глаголы — так больше внимания уделяется процессуальности, самому действию. Я обычно говорю, что занимаюсь искусством, делаю выставки, пишу тексты. В России все нередко сводится к тому, что ты в одном лице и пиарщик, и координатор, и куратор, а иногда еще и бухгалтер, и переводчик.
.........Тебе было бы интереснее работать в Европе, где есть возможность куратору выполнять только собственную работу, или же работать в такой многозадачности в России?
.........Ольга Дерюгина: Брать на себя кучу функций – безусловно, тяжело. В конечном итоге это просто приводит к перегрузкам и к тому, что твоя деятельность перестает приносить искомое удовлетворение. И вдобавок ты начинаешь обвинять себя в том, что плохо справляешься с происходящим. Если грантовая система для художников еще как-то худо-бедно у нас работает (хотя, конечно, двух премий на всю страну маловато будет в отсутствие развитой системы арт-рынка), то независимый куратор вынужден выкручиваться самостоятельно, как получится.
.........Европа Европе — тоже рознь, само собой. В странах восточной Европы ситуация, судя по тому, что я слышала, во многом близка к российской. Поэтому тут, как мне кажется, важно называть конкретные страны и даже города. Так как меня сейчас больше всего интересует работа с цифровыми медиа и критические исследования разнообразных технических средств, а также междисциплинарные практики и то, что попадает под не слишком удачно названную категорию «био-арта», то мне интереснее всего было бы побывать (для начала побывать хотя бы и познакомиться с местной арт-средой) в странах, где уже существует активная поддержка такого рода практик и направлений — это, прежде всего, Голландия, Германия, Англия и Австралия.
.........В России ситуация такова, что источники финансирования независимых проектов существенно ограничены: гораздо проще сделать выставку с участием иностранных авторов, нежели исключительно с российскими. Это парадокс, с которым приходится иметь дело.
.........В проекте «Материя ужаса» у нас получилось примерно равное количество российских и иностранных авторов. К счастью, повезло найти прекрасных финансовых партнеров и собрать нужную нам сумму на продакшн (кстати, вполне скромную, учитывая масштаб экспозиции) — без их участия фактически ни одна работа российских авторов не состоялась бы, так как большинство были сделаны специально для выставки.
.........Какие у тебя планы на Старт». Какие проекты и темы интересуют?
.........Ольга Дерюгина: Как я уже говорила ранее, меня прежде всего интересуют цифровые медиа и критический взгляд на взаимодействие с современными технологиями. Последний год в моей голове доминировали вопросы, связанные с проблематикой антропоцена, и попытки разобраться в этом — тут чем глубже пробуешь погрузиться, тем больше вопросов возникает.
.........Абсолютно точно, если бы я увидела среди заявок, отправленных на «Старт», проекты, в которых были бы подняты и критически осмыслены такие темы, как кризис ресурсов, постъядерная история, цифровые отходы (e-waste), синтезированные вещества, свойства гибридных объектов и саморегулирующихся систем — очень обрадовалась бы!
.........Лишь бы не живопись. Хахаха. Шучу. Просто давно не видела действительно сильные живописные работы, не замыкающиеся на проблеме формы и медиум-специфичности и не кричащие о желании автора влиться в рыночный мейнстрим. Мне, как куратору, с таким материалом предельно скучно работать было бы. Хотелось бы видеть проекты, которые бы возбуждали меня в интеллектуальном плане.
.........В Москве сейчас изобилие мероприятий, 6 международная молодежная биеннале, и ты вместе с Никитой Василенко выступила куратором выставки «Материя ужаса» в рамках Параллельной программы 6-й Международной московской биеннале молодого искусства. Можешь рассказать поподробнее о чем вы размышляете в этой выставке?
.........Ольга Дерюгина: Мы опирались на концепцию Юджина Такера, предложенную в трилогии «Horror of Philosophy». В первой книге, которая называется «In the Dust of This Planet» («В пыли этой планеты»), Такер вводит триаду: Мир (это мир-для-нас), Земля (это мир-для-себя) и Планета (это мир-без-нас). И Планета – это отнюдь не про некое постапокалиптическое состояние, когда человек полностью изымается из окружающего мира. Мы можем столкнуться с проявлениями жизни Планеты, например, в лакунах, в недрах, в пещерах, в труднодоступных точках. Юджин Такер говорит об ужасе, связанном с пределом человеческого понимания и восприятия, это страх потери рационального мышления и, соответственно, потери самоощущения Человека как Господина. И наш проект «Материя ужаса» — это попытка обратить внимание к проблематике эпохи антропоцена, не прибегая напрямую к этому термину (который многие теоретики не устают критиковать).
.........Современное общество наконец приходит к пониманию, что никаких однозначных границ между природой и культурой нет, равно как и между социальным и политическим, и между различными областями знаний. И вот эта гибридность — это то, что пугает и озадачивает. Если эпоха Просвещения вселяла в общественное сознание мысль о могуществе Человека, представляя технологии и технологический прогресс вспомогательными средствами достижения этого привилегированного положения, то сегодня мы оказываемся перед ситуацией, когда теряем контроль над технологиями, и страх помещается внутрь самих инструментов — тех машин, которые мы создаем; внутрь пресловутой черной коробки (black box) и тех алгоритмов, которые когда-то были инициированы человеком, а сейчас приобретают автономность и становятся саморегулирующимися.

Фотограф: Анна Марченкова. На фото: фрагмент инсталляции Мити Зильберштейна «Технотоксин или проклятие»
Фотограф: Анна Марченкова. Инсталляция Аманды Селиндер «Они едят с удовольствием, они плачут от боли»
9.2..Дарья Самохина. Сложносочиненная свобода
.........#современное искусство, #винзавод open, #работы студентов и выпускников, #дизайн, #инсталляции, #фотографии, #видео

.........Как воспринимать современное искусство, в каком направлении оно развивается, насколько связано с технологическими прогрессом? На эти все вопросы можно найти ответы на выставке Винзавод.Open.
.........Выставка Винзавод.Open — результат одноименной образовательной программы для молодых художников. Свои работы показали выпускники четырёх институций: Британской высшей школы дизайна, Института «База», Московской школы фотографии и мультимедиа им. Родченко и Школы дизайна Высшаей школы экономики. Молодые авторы работают с разными видами искусства: скульптурой, инсталяцей, живописью, фотографией и видео.
.........Начать предлагают со знакомства с институтом База. «Странное, потерянное, неувиденное и бесполезное» – не только название выставки, но еще и отсылка к предметам, которые художники использовали в своих работах. У них нет практической ценности, это найденные объекты из повседневной жизни, на первый взгляд даже нелепые вещи. Только собранные вместе они превращаются в арт-объекты.
.........Александр Гореликов выставил работы из серии «Ашан-арт» (2017-2018) —ряд разрисованных маркером пенопластовых лоточков из-под колбасы, сыра или печенья, расположенных в линию вдоль стены. Зарисовки как будто сделаны на ходу или даже специально второпях. На многих работах человек обозначен силуэтом и расположен в углу, будто это лишь маленькая часть всей картины. Встречаются и портреты, но эмоции нарисованных лиц сложно считать и почувствовать. Александр Гореликов избегает контраста дешевого материала и детализированного искусства. Его рисункина пенопластовых лоточках доказывает, что творить можно на чем угодно, пусть это будет личный блокнот, салфетка в кафе или же лоточки из Ашана.

Александр Гореликов, Из серии «Ашан-арт», 2017-2018
.........Чёрные Nike Air, старый htc и внешний аккумулятор — найденные предметы. А зарядный провод здесь заменяет шнурок от кроссовок. Мы бежим вместе с технологиями, развитием интернета и социальных сетей и зависим от мобильной связи, впадая в панику при выключениии устройства. Разрядившийся аккумулятор стабильно напоминает об этом несколько раз в день, и уже мало кто не носит с собой внешний аккумулятор и провод. Ещё в 1990-ых годах не было ни телефонов, ни пауэрбанков, и не было осознания, что нам постоянно необходим источник питания. Но подзарядка нужн всем — и телефонам, и людям.
Владимир Карташов, «Обряд», 2018 год
.........Работы «Базы» кажутся простыми и по технике, и для восприятия. Видим — понимаем. Все произведения созданы из предметов повседневной жизни. Это больше искусство для глаз, приятно посмотреть и отвлечься от тяжелого дня! А выйдя с выставки, можно взять кофе в бумажном стакане и выразить свои мысли маркером.
.........Дальнейшее погружение в мир современного искусства происходит со студентами московской школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко. Их выставка о разноплановости мышления. Показывая современность с разных точек зрения, они затрагивают все ее сферы: социальную, психологическую и политическую. Общей картины и концепции нет, есть только отрывки этих размышлений.
.........Марина Меркулова «Live» — это видео-эссе, в котором собраны материалы из разных онлайн-трансляций. Интернет захватил мир, и немалая часть реальности переместилась во всемирную паутину, из которой мы выбираемся из нее лишь во сне. В итоге складывается ощущение, что мы живем в фальшивой реальности где гдавная цель — делиться своей жизнью. Показывать что ты делаешь, где гуляешь, с кем видишься или как просто сидишь один — все эти действия пронизаны одиночеством. Некоторые признают, что могут общаться с людьми только в трансляциях, при этом в жизни у них нет друзей и близкого круга общения. Но ведь выходя в трансляцию, мы видим лишь себя и комментарии зрителей. Это больше похоже на «встречу самим с собой». Человеку нужен человек, а не постоянное общение лишь с самим собой и комментариями. Наблюдатели в свою очередь не могут по-настоящему повлиять на происходящее в эфире, насколько диким оно не было бы — им остаётся только смотреть или отключиться.
.........Художница Марина Меркулова в работе «Live» говорит: «Красота природы превращается в пиксели», и с каждым днём это превращение становится лишь сильнее. Как часто мы просто смотрим на красоту не через объектив телефона или фотоаппарата? Необходимо порой наслаждаться окружающим миром и оставлять его в себе, сфотографировать мысленно и сохранить в памяти.
Московская школа фотографии и мультимедиа им. А. Родченко.
.........Инсталляция студентов московской школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко Анны Соповой в соавторстве Иваном Исаевым, Антанасом Яциневичусом «Символический капитал» представляет собой игру в монополию, но вместо недвижимости здесь расписаны жизненные этапы творческого человека.
.........Игра начинается с трудоустройства в воображаемую компанию ГАЗНЕФТЬ, где предлагается реализовать свой первый проект. Творчество погружает и втягивает в современное искусство. Здесь вариантов для развития событий много: вечная депрессия и увольнения, обучение в ИПСИ, школе Родченко, Базе. А возможно, что на открытии выставки вы случайно сядете на работу всемирно известного художника и сломаете ее, или же подружитесь с кураторами, или получите премию им. Сергея Курехина. На карте указано больше ярких неудач и провалов: дурацкий перформанс, потери художественных проектов, невозможность и бесконечные попытки попасть в школу Родченко и обычные жизненные неурядицы (поездка к родственникам в родной город, болезнь собаки, необходимость обратиться в клинику «Детокс» из-за вечного поиска вдохновения или просто влюбленность, из-за которой вы потеряли половину всех сбережений и амбиций).

Инсталляция Анны Соповой в соавторстве Иваном Исаевым, Антанасом Яциневичусом
«Символический капитал»
.........Путешествие продолжается с Британской высшей школой дизайна «britanka_coop». В Большом Винохранилище царит продуманное до мелочей визуальное оформление инсталляций и видео-рядов. Здесь прохладно, температура не поднимается выше 15 градусов, высокие сводчатые потолки, отвалившаяся местами плитка и кирпич, разрисованные надписями посетителей стены — популярное у молодёжи место. Бродить среди разбитого кафеля можно часами. Или взять стул и сесть читать стих, вспомнив модную фразу «Вообще-то я и есть перформанс».
.........Проект «То о будущем» особая история 1849 года – года смерти Эдгара Аллана По. Ольга Александровна, Анастасия Бережинская, Светлана Тейлор и другие студенты показали инсталляции и видеоряды, продолжающие рассказ Эдгара Аллана По «Mellonta tauna», так как время еще не пришло, и будущее зависит от нас. Действие рассказа длится восемь дней с 1 по 8 апреля 2848 года. По словам участников проекта необходимо лишь: «Почувствовать любовь, все будет хорошо, позвонить родителям, заплатить налоги и спать спокойно, Россия – щедрая душа».
.........На выставке также предлагается пройти ритуал, ведь ритуалы сопровождают человека от рождения до смерти. Их так много в повседневной жизни что мы просто уже не осознаем этого: принять душ, собраться, пойти на работу. Анастасия Гаврикова, Лидия Жудро, Анна Корнилова, Ирина Лагошина, Александра Нестеркина, Ева Николаева и Евгений Пароль предлагают пройти экспресс-мистерию – исповедаться, очиститься от призраков прошлого, в маленькой комнате, состоящей из стекол, пройти обряд жертвоприношения через длинный и узкий коридор, наполненный красным светом. А затем причаститься и приблизиться к осознанию божественного и достичь спасения. Звучит интригующе: ритуал прочувствовать необходимо.
.........Перед зрителем доска, маркер и один вопрос: «Что для вас главное в жизни?» Можно выбрать вариант и обвести из предложенных слов – религия, искусство, вера в себя, близкие, – а можно написать что-то свое. Доска заполнена признаниями и уже нет места, чтобы вписать слово.
Инсталляция «Жертвоприношения» Александра Нестеркина
.........Инсталляция «Жертвоприношения» Александра Нестеркина буквально загоняет в угол узкими стенами. В первые секунды они давят, а красный неоновый свет пронизывает. Цвет выбран художником неслучайно, он символизирует кровь, вино и войну.
.........«Практика относительности» – это динамическая инсталляция программы «Сценография» вместе с творческим объединением «БоровиЧи» основана на Теории относительности Альберта Эйнештейна. Инсталляция представляет собой 9 столов для пинг-понга, на которые проецируется зацикленное видео. Его герои ползут по столу будто это лабиринт. Согласно общей теории относительности, тела не меняются при движении. Объекты четырехмерного мира всегда неизменны, при движении изменяются только их проекции, и мы воспринимаем как искажение времени и увеличение размеров. На столе лежат ракетки, если взять и положить потом обратно, то можно услышать стук – так начинается игра. Здесь можно попробовать настучать любимый бит из песни или просто послушать звук, громкость которого зависит от силы удара. Дойдя до конца длинного коридора из столов, зритель увидит маленькое пианино будто из детства с нотами, по которым можно сыграть мелодию.
.........«Аффект наблюдателя» школы дизайна НИУ ВШЭ позволяет посетителю быть лишь зрителем, не вовлечённым в произведения. Нет общей картины и идеи, инсталляции разбросаны так широко, что нет ощущения их целостности.
Инсталляция из 13 глаз, соединенных в кольцо, напоминает и зацикленности человека на мнении окружающих. Если встать прямо в центр зритель почувствует на себе тяжелый взгляд десятка глаз. Как они смотрят: осуждающе или одобрительно? Другая инсталляция – бочка, внутри которой можно увидеть собственное отражение и слово «уходи», тоже наводит на мысль, что встреча со своим отражением должна вызывать отвращение и отторжение. В стыки между плиткой, поставлены фотографии, снятые на Polaroid. Табличка с надписью предлагает сфотографироваться с одной из личностей, запечатленных на снимке. Но стоит ли?

«Аффект наблюдателя» школы дизайна НИУ Высшей школы экономики.
.........Выставка Винзавод. Open — это рассуждение о реальности, проблемах, возникших с развитием интернета, потери внутреннего «я» и прохождении ежедневных ритуалов. Это молодое искусство, которое не увидишь в крупных музеях, но если хотите узнать, что волнует молодежь — вам сюда.
9.1..Дарья Самохина.«Абракадабра» современного искусства
.........#биеннале, #современное искусство, #абракадабра, #завод #рассвет, #инсталляция, #перформанс.

.........VI Московскую международную биеннале молодого искусства обсуждают все участники художественного процесса: сторонние наблюдатели и непосредственно вовлеченные в искусство. Основной проект биеннале «Абракадабра» внес много вопросов. Интрига появляется изначально. От самого названия до выбранных куратором проекта Лукрецией Калабро работ. Такое название отсылает нас к хиту советских дискотек (песня «Abracadabra» Steve Miller Band), где поется: «Все крутится и вертится снова и снова, и когда это кончится — никому неизвестно». Эту фразу из песни можно отнести ко всему: не только к экономическим или политическим проблемам, но и к проблемам своего внутреннего мира. Выставку можно назвать колкой. Она призывает каждого посетителя задуматься над социальными и философскими вопросами современного мира.
.........Свои работы представили более 50 художников, и все они не старше 35 лет. Этот проект предлагает посмотреть на сегодняшний мир и его проблемы глазами молодых художников и кураторов. Биеннале — это площадка, на которой можно встретить авторов из таких стран, как Финляндии, Германии, Австрии, Франции, Испании, Японии, и этот список можно продолжить. Биеннале — это площадка, на которой можно встретить авторов из таких стран, как Финляндии, Германии, Австрии, Франции, Испании, Японии, и этот список можно продолжить.
Рони Вайс — «Отбеливатель» (2015)
«
Не танцевать. Нет парада»
.........Выбранное помещение завод «Рассвет» дополняет картину этого мероприятия. Заводу в 2018 году исполнилось 103 года. До конца 1930-х годов на нем производили запасные части для самолетов и вертолетов. В то время это был один из самых крупных заводов, и его полное название было Московский машиностроительный завод. В настоящее время от завода осталось лишь название, а оборудования и рабочих давно уже нет. Вместо этого помещения сдаются под аренду, и его территория стала гораздо меньше. Квартал «Рассвет» на Красной Пресне также объединяют бывшие здания мебельной фабрики «Мюръ» и «Мерелизъ». А теперь здесь представлены работы молодых художников.
.........Именно поэтому на данной площадке складывается ощущение советского времени, как будто оно пронизано тем самым духом 1930-х годов. Но современной молодежи пространство напомнит скорее техно клуб, в котором время остановилось где-то на 8-9 часах вечера, поэтому присутствует элемент загадки и ожидания. Что же будет дальше?
.........Выставка привлекает внимание зрителей к самым разным проблемам — например, стачкам рабочих и постоянному развитию общества, из-за стремительности которого возникает чувство беспомощности перед лицом будущего. Ариан Лоз в фильме «Бессилие» исследует вопросы современного общества и отношение между действием и побуждением к нему. Также в основном проекте затронуты близости, сна и недосказанности и несовместимости. К примеру, работа Рони Вайс «Отбеливатель» (2015) выглядит очень яркой, при этом само сочетание функций отбеливателя и разноцветных разбросанных конфетти кажется абсолютно несовместимым. Но работа будто призывает мыслить красочнее и не стандартнее, отойдя от шаблонов.
.........Сложная на первый взгляд и, возможно, немного неоднозначная инсталляция Риккардо Джаккони «Варьирующийся статус» (The Variational Status) приковывает взгляд каждого посетителя. Эта история о самодвижущейся марионетке, которая исполняет свой танец, и по ее движениям можно понять, что она погружается в сон. Работа представляет из себя ряд историй. Первая – убийство полицейского на деревенском празднике, а вторая история об итальянском солдате Аугусто Мазетти, который в 1911 году в знак протеста против колониальной войны в Ливии выстрелил в своего командира.
В данных случаях это совершается в состоянии транса, когда человек не дает отчета своим действиям. А работа выпускницы Института проблем современного искусства Светланы Воронцовой-Вельяминовой заключается в неоновое послании - «All work and no play». Сначала кажется, что данная фраза повторяется, но, если посмотреть внимательнее, фраза меняет форму и смысл. И фраза преобразуется в «Magic words let's rave». Проект наталкивает на мысль: а что же все-таки главное для нас?
Риккардо Джаккони — «Варьирующийся статус»
Томас Хэмиен — «Косплейщики из палатки»

.........Инсталляция шведского художника Томаса Хэмиена называется «Косплейщики из палатки». В голове возникают хаос и множество вопросов — как бытовые приборы смогли стать персонажами. У них есть лица, которые передают свои эмоции при помощи масок, а подвешенные розы дополняют картину абракадабры.
.........Современные технологии стали элементом повседневной жизни, и, возможно, если бы они могли стать одушевленными, то также выражали эмоции. Работа погружает в атмосферу фантастики, палатка становится отдельным миром в выставочном зале.
.........Название основного проекта биеннале — «Абракадабра» описывает реальность нашего мира. Все это бессмыслица и, действительно, абракадабра. В современном мире границы стираются ежедневно, а порой и ежеминутно.
.........Каждая работа представляет собой целую историю, это представление для посетителей и возможность оказаться в данной ситуации вместе с инсталляцией. Возможно стать бунтовщиком, лунатиком или же просто раскрасить свою жизнь конфетти. А возможно
посетитель станет одним из игроком в бильярд. А может быть танцором вместе с марионеткой. И данные работы ставят вопрос: хотели ли бы вы оказаться в этой ситуации?
.........Эта выставка больше чем просто представление работ посетителям, это рассуждение о современности, это начальная точка для обсуждения в обществе и вызов ему.
.........Нельзя не сказать о перформансе в рамках стратегического проекта «Ведутся революционные работы», который был представлен в Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре. Куратором этого проекта стала испанка Барбара Куэто. Она затрагивает острую и актуальную проблему – ограничение свободы в виртуальном мире. Перфоманс Дороты Гаведа и Эгле Кюбокати «YGRG 14X: чтение при помощи одной руки» заставляет зрителя подумать, можем ли мы жить без виртуального мира или хотя бы не в его рамках? Или же современный мир полностью зависим от виртуальности? Как новые технологии влияют на социум? Вопросов, действительно, здесь много, но не «абракадабра» ли все это?
Светлана Воронцова-Вельяминова — «All work and no play»
«YGRG 14X: чтение при помощи одной руки»

Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных