......Дайджест #1 Зум-конференция о «Закрытой рыбной выставке»
......... Участники: Владимир Бынь, Катя Герасименко, Андрей Дмитренко, Сергей Дорохов, Алёша Ковалёва, Элиза Крейцберг, Иван Лебедев, Кирилл Михайлин, Саша Мороз, Михаил Назаров, Максим Новиков, Наталья Орлова, Анастасия Пальчукевич, Илья Петров, Наргиза Санжаева, Аня Соз, Дарья Тарасова, Дмитрий Хворостов, Ян Гинзбург
......... С 21 октября в Центре Вознесенского открылась «Закрытая Рыбная Выставка. Реконструкция 1935-1990-2020». Это парадоксальное соположение закрытости и открытости может много рассказать о статусе выставочных проектов в период пандемии. На самом деле парадокс присутствовал в начале этой истории, в 1935 году, когда группа художников представила выставку только для причастных работников рыбной промышленности. В 2020 году проект тоже открыт-закрыт — доступ ограничен группами и списками. Увидеть его можно по предварительной регистрации до 22 ноября.
......... Выставка стала результатом совместной работы семинара-практикума в институте БАЗА, где участники обсуждали границы и возможности реконструкции как художественного метода (re-exhibition, reenactment). Метод оформился в середине 2000-х годов, в период кризиса позиции куратора, когда художники обратились к истории выставок самостоятельно, для критики истории искусства через произведения-проекты, а не через позицию куратора.
......... Художники обладают индивидуальной позицией по отношению к истории искусства, их взгляд способен сместить акценты на практические, производственные и воображаемые стороны выставок. Подобный опыт воспроизведен в концептуальных методах искусства акций КД (Коллективное действие), проектах Ильи Кабакова и, конечно, в совместной практике Игоря Макаревича и Елены Елагиной. Их важнейшая для критики воображаемых границ институционализации «Рыбная Выставка 1990 года» вращалась вокруг найденного каталога 1935 года. Таким образом, проект закручивается во временную спираль — производственный реализм 30-х годов становится частью концептуального проекта Макаревича и Елагиной 70-80-х и в 90-е и переосмысляется снова в 2020 году. Как пишут кураторы в своем тексте: «Осторожно, это реконструкция реконструкции».
......... Мы собрались на зум-конференции и обсудили Рыбные Выставки.
......... Участники отвечали на критику: можно ли считать такие проекты герметичным присвоением, не является ли подобное обращение к реконструкции ностальгическим импульсом. Особое внимание уделено поиску, исследованию истории искусства в цифровой среде, и как меняется восприятия объектов, которые игриво предстают как уютно-аналоговые. Художники Макс Новиков, Илья Петров, Аня Соз рассказали о своем художественном диалоге с произведениями концептуалистов и работами 1930-х годов. В некоторых работах обращение к сюрреалистическим и абсурдным ассоциациям неожиданно открывает возможность выстроить политическое отношение к проблемам промышленности, нефтедобычи и утопического строительства. Некоторые художники вели диалог с модернистскими приемами, которые, лишаясь привязки к западно-европейскому и американскому контексту, постоянно осциллировали с анти-модернистской нарративностью, уходили в историю образов и рассказов.
Куратор «Дневника биеннале» Борис Клюшников
Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных