......Дайджест #3: Зум-беседа о выставке «Паузы»
......... В этой зум-беседе мы поговорили с художниками и художницами проекта «Паузы», прошедшей в октябре-ноябре в Биеннале молодого искусства в Московском музее современного искусства. В беседе приняли участие Гедиминас Даугела, Ирина Иванникова, Икуру Куваджима, Олеся Лавриненко, Александра Михайлова, Саша Госмант, Александра Налетова, Анастасия Свириденко, Шамиль Шааев, Оксана Чвякина.
......... Я заметил, что в условиях пандемии коронавирус выступает для культурных событий тем, что в нарратологии называют мастер-нарративом или ур-нарративом. Пришедшее к нам в качестве чрезвычайной ситуации порождает серию рутинных вопросов и ответов: как изменится мир после пандемии? как искусство изменяется из-за вируса? Например, что при оформлении заявок упоминание пандемии во вступительных словах увеличивает шансы получить грант или резиденцию. Чрезвычайно положение — это не приостановка бюрократического аппарата. Напротив, аппарат и есть оборотная сторона чрезвычайного положения. Все больше я склоняюсь к мысли, что постоянное настойчивое присутствие какой-то темы, своего рода темы-архонта успокаивает размышление, превращая его в автоматическое повторение.
......... Перечитывая замечательную книгу Памелы Ли «Забывая мир искусства» (Pamela Lee, Forgetting the Art World), я обратил внимание, что вся художественная сцена 2000-х годов всегда содержит в себе усталость от художественных проектов, биеннале как форма неотделима от жалобы. Изобретая миры, изобретая миры, изобретая миры. Первый день творения совпадает с последним, с днем когда боги проектов устают или разочаровываются, усталость не приходит в конце, а как призрак сопутствует любой идее. Уже нет единого мира искусства, на пороге которого стояли Лоуренс Эллоуэй и Артур Данто, но есть миры искусства и важно понять как они работают. Не work of art, а work of art worlds.
......... Произведение искусства — как небесное тело в далекой галактике создает гравитационные волны, иногда сильные, иногда слабые, которые вызывают колебания во всей тотальности пространства-времени. Иными словами, произведение является сингулярностью, которая искажает миры, живет в своих эффектах и модуляциях, пробегающих по всему «искусству». Поэтому в наших беседах я хотел бы говорить о конкретных произведениях и проектах, чтобы распутать их от привязки к мастер-нарративу — пандемии. Проект «Паузы» интересен тем, что в нем оформляется сама механика проектного производства - производства из усталости, вместе с усталостью. К тому же, выставка была задумана давно и почти не изменилась в условиях пандемии. Она будто прошла через водоворот, сохранившись.
Борис Клюшников
Кураторский текст «Паузы»
......... Ускорение времени — один из симптомов современного мира. Неолиберальная идеология призывает нас быть эффективными 24/7, оригинальными, красноречивыми, работоспособными. Такая вовлеченность в бесконечный процесс производства вызывает ответную реакцию: инертность, замкнутость, склонность к рефлексии. В «Капиталистическом реализме» Марк Фишер описывает распространенное среди студентов рефлексивное бессилие: «они знают, что все плохо, но, кроме того, они знают, что они не могут с этим ничего поделать». Это объясняет, почему в мире высоких скоростей по-настоящему ценными становятся паузы. Возможность переживать их работает как акт свободной воли.
......... Выставка «Паузы» рассматривает практики замедления времени через образы сна и бездействия. Сон как время расслабления тела и ума символизирует фазу укрытия. Это может быть время замирания, реакции на невозможные для человека условия, как в инсталляции Анны Соповой и Антанаса Яциневичюса, или зоной мечтательства, фантазии, неожиданных опытов, как в работах Анастасии Свириденко и Шамиля Шааева. В фотопроектах Ирины Иванниковой и Икуру Куваджимы бездействие предстает как длительное знакомство с новой моделью поведения. Бездействие позволяет созерцать, переживать момент, не вмешиваясь в происходящее. Бездействие может дарить силы и восстанавливать утраченную энергию или погружать в мир грез и медленных размышлений. Сон и бездействие — ситуации покоя, в рамках выставки означают метафоры пассивного сопротивления.
......... Тема замедления времени отражается в концепциях, материалах, композиции и звуках представленных на выставке проектов, в пластике и статике экспозиции. Выставка «Паузы» объединяет работы, в присутствии которых проявляется эмансипаторный потенциал художественного жеста. На выставке демонстрируются произведения современных авторов, выполненные в различных медиа: инсталляция, скульптура, фотография, графика и другие.
......... Художники: Гедиминас Даугела, Ирина Иванникова, Икуру Куваджима, Олеся Лавриненко, Александра Михайлова / Саша Госмант, Александра Налетова, Анастасия Свириденко, Анна Сопова, Шамиль Шааев, Антанас Яциневичюс
......... Куратор: Оксана Чвякина