......Дайджест #3 ИНТЕРФЕЙСЫ ЭСТЕТИКИ. Беседа Лики Каревой и Йожи Столет
......... Диалог теоретика искусства, писательницы Йожи Столет и философа Лики Каревой об отчужденных способах восприятия искусства на примере выставки «Я не знаю, Земля кружится, или нет» и собственном опыте.
......... Искусство — это долгое путешествие к потере прямохождения. Выставочный опыт располагается под ногами шагающего фланера, но произведения рассекают пространство на мерцающие фазы движения, дезориентируют, кружат голову, портят глаза, тошнотворно дразнят внутреннее ухо. Что за заговор против походки?
......... Зритель — натяжение между upright posture и возвышенным опытом водоворота, затопления бездны. Опыт прекрасного и возвышенного нарушает естественную историю тела, историю хордового наследства. Но обратите внимание, что для подобного нарушения всегда должен существовать предварительный консенсус (шагающий фланер). Возможна ли эстетика выставочного опыта, когда мы сидим или лежим? Возможна ли эстетика, когда мир все больше движется к лежачему консенсусу?
......... Поль Беатрис Пресиадо (Paul B. Preciado), комментируя карантин, отмечал, что уже видел это состояние ранее в поместье Хью Хэфнера, которое он исследовал для диссертации. Владелец журнала Playboy работал из дома, даже из кровати, вращающейся сцены. Теперь, по мысли Пресиадо, такое состояние стало новым консенсусом.
......... Один из проектов биеннале Лизаветы Матвеевой и Франчески Альтамуры «Я не знаю, Земля кружится, или нет» — чрезвычайно удачный. Сидя за компьютером, где кружатся образы, тексты, мемы, картинки, кажется будто ты попал в спираль, сидя на одном месте. В своей беседе Лика Карева и Йожи Столет обсуждают это состояние пост-цифровой пост-выставки, это тело фланера в условиях виртуального отчуждения.
......... Отчуждение здесь связано с пространством эксперимента. Теперь опыт предстает перед нами через интерфейсы, задача которых состоит в том, чтобы и погружать в процесс, и давать доступ к контролю за процессом. Иными словами, современный зритель — это натяжение другого типа. Между иммерсивностью и личными настройками. Но как это возможно? Обсуждая Дневник биеннале, мы говорили, что одной из его задач может быть отношение к трансцендентальному плану как к эксперимента.
......... Трансцендентальное — то, что не содержится в опыте, но делает сам опыт возможным. В этой беседе Лика Карева и Йожи Столет показывают, насколько зыбким оказывается новое состояние, в которое погружается сама логика биеннале. Они соединяют интерфейс, эстетику и опыт цифровой глобальности.
Куратор «Дневника биеннале» Борис Клюшников
Фрагмент главной страницы сайта notspinning.world и скриншот игры Monument Valley
Отчуждение эстетики. Лика Карева
......... Как мне кажется, до сих пор актуально понимание эстетики как познавательной способности. Оно становится еще более актуальным в моменты переопределения того, в какой системе координат и по отношению к себе, и по отношению к окружающему миру, мыслит себя человек.
......... Представление о человеческом познании как о локализованном, не покрывающем все что есть процессе, содержались еще в философии Иммануила Канта. Эстетика для Канта представляла род человеческого познания, который отличается принципиально не концептуальным содержанием — это познание посредством чувственного восприятия. Интересно, что локализация эстетики именно в этом аспекте человеческого взаимодействия с миром соотносится с локализацией Кантом познавательной способности относительно эмпирического опыта, осуществленной еще в первой из его критик.
......... В качестве иллюстрации приведу пример из недавнего личного опыта. Он касается и эстетики, и интерфейсов связывания «человек-машина» (термин философа интерфейсов Люси Сачман), и художественной практики в ее отличии от познания посредством понятий. При подготовке этого материала по приглашению своих друзей художников из группировки eeefff [1] я приняла участие в цифровом мероприятии, предлагающем выработать отношение к 3D-пространствам, заменяющим реальные пространства во время пандемии.
......... Использующиеся музеями современного искусства инструменты панорамной съемки позволяют создавать цифровые копии любых закрытых пространств, поэтому обсуждение оцифровки музеев включило в себя и обсуждение оцифровки клубов, магазинов, рабочих и жилых помещений. Наше внимание привлек страховой случай оцифровки квартиры для оценки ущерба, нанесенного пожаром. В ходе его обсуждения мы установили два момента.
А) Использование рассматриваемой технологии в случае воспроизведения подобных травматических событий действительно эффективно.
Б) Посещение цифрового музея исключает эстетический опыт.
На это есть ряд причин.
......... Начнем с того, что данная модель оцифровки не создавала опыт движения по 3D-пространству (как это происходит в большинстве компьютерных игр), так как представляла только набор панорамных снимков, между которыми возможно переключение. Для отображения плоскостей, которые не попадали в угол зрения камеры, попросту использовались копии изображений смежных с ними элементов и размытие «швов» между ними. На выходе мы имеем дело не с трехмерным пространством, а с двумерным, которое только симулирует трехмерное.
......... Следующий момент — разрыв в опыте восприятия времени. В рассматриваемой нами модели один коридор мог состоять из нескольких панорамных снимков, а переключение между ними требует небольших, но очень хорошо ощутимых отрезков времени, что нарушает непрерывное ощущение времени. Чувство головокружения, вызываемое таким нечеловеческим способом восприятия пространства, усиливалось эффектом размытия изображения, который сопровождал каждый переход между панорамами.
......... Оба фактора приводят к тому, что воспринимать опыт таких пространственных симуляций возможно только отчужденным способом. Говоря технологическим языком — это не иммерсивная среда; говоря языком философским — эта среда нас не аффектирует. В самом деле, как писал в «Критике чистого разума» Кант, наличие чувственного восприятия в конечном счете обусловлено наличием внешних по отношению к нам вещей, действие которых на нас начинает цепь развертывания наших чувственных представлений, и в итоге позволяет свершиться эстетическому опыту. В этом процессе для нас важны те моменты, которые предшествуют чувственному опыту в том смысле, что являются его условиями. Этими условиями по Канту является ни что иное, как ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО. Нетрудно угадать уже намеченную аналогию. Более того, чтобы аффект, то есть влияние мира в форме его ощущения, состоялось, необходимо существование именно того непрерывного времени и того трехмерного пространства, которые мы ощущаем в повседневном опыте.
......... Это приводит нас к очень интересному следствию относительно эстетики. Эстетический опыт, являющийся разновидностью опыта познания, — или же, если слегка отойти от кантовской терминологии, нерационального ощущения мира, — также будет возможен только при наличии привычных нам времени и пространства.
......... Оба условия в случае рассмотренной нами симуляции нарушаются, поэтому даже если посещение музея посредством такой его модели покажется нам по тем или иным причинам прекрасным, это все равно не будет эстетическим опытом в строгом смысле. Скорее, мы будем иметь дело не с эстетикой, а с анэстетикой — термин, предложенный философом Сьюзан Бак-Морс [2] для обозначения такого эстетического опыта, который целенаправленно редуцирован, лишает воспринимающего субъекта ряда ощущений. Возможно, болевых — отсюда аналогия с анастезией. И, возможно, травматических в своем психологическом воздействии, если вспомнить пример со сгоревшей квартирой.
Несколько размышлений о невидимом искусстве. Йожи Столет
При помощи микроскопа или волшебного фонаря
они получают хоть какое-то зрелище;
чаще всего им показывают мух,
или желудки различных червей,
или людей с отрубленой
и снова приставленной головой -
лишь бы было что-нибудь, на что смотреть.

Джон Рескин «Прогулки по Флоренции»
......... В июле 2020 в издательстве Мичиганского Университета вышла книга философа Ирины Аристарховой Arrested Welcome: Hospitality in Contemporary Art. Заголовок книги соответствует словосочетанию «выдворенное радушие», а сама книга рассказывает о формах гостеприимства в современном искусстве. Книга также представляет подход к арт-критике, который отличается от стандартного формата рецензии, написанной с помощью критической дистанции, когда для написания рецензии критик отправляется на выставку для рассмотрения объекта, а позже излагает результат своей профессиональной оценки.
......... Подход, предлагаемый и практикуемый при составлении книги Аристарховой, представляет иной процесс. В ее случае критическому письму предшествует долгая переписка с художником, личные встречи, воспоминания, походы в гости, только после них осуществляется встреча с объектом, и только в том случае, если объект представлен в материальной форме и такая встреча возможна.
......... Первая глава книги посвящена проекту сербской художницы Аны Првачки The Greeting Committee («Комитет приема»), созданному для Documenta'13 в Касселе. Посвященный формам гостеприимства в современном искусстве проект состоял из видео-материалов, перформативной и образовательной программы, а также обширной подготовительной части. Основная часть работы художницы происходила именно на подготовительном этапе, и состояла в предварительном обучении персонала музея этикету приема гостей. Проект ориентировался на радушный прием гостей самых разных общественных групп, расово-культурных идентичностей и гражданских статусов.
......... Задача по выработке «жестов межкультурного приветствия» требовала учета целого спектра различных жестов и слов, использующихся при приветствии. Будучи вплетена в сеть сложных межкультурных взаимодействий, художница, однако, оставалась невидимой. Работа на подготовительном этапе не выставлялась, из видеороликов, которые представляли различные общественные ситуации, связанные с недостатком гостеприимства, Првачка исключила свое имя, таким образом сделав себя невидимой и для истории искусства, и для арт-критиков. Меня интересует в этом проекте его архитектура. Созданное из множества элементов невидимого труда оно осталось в переживаниях и ощущениях посетителей, многие из которых, включая критиков, писали о том, насколько радушным и теплым был прием посетителей на выставке.
......... «Невидимое» искусство — то, что волнует меня. Рассеянное внимание не позволяет мне схватить объект и изъять, добыть из него эстетическое впечатление. Как будто у меня нет глаз, которые могли бы быть соблазнены. 3D галереи, имитирующие реальные, напоминают мне один из модов для игры DOOM, подземелье с монстрами, но на стенах развешаны картины. «Портрет Рене Декарта» Франса Хальса смотрит на игроков со стен этого лабиринта (вероятно, опять думает, что люди — это автоматы со стеклянными головами). Это забавно, и кажется, проясняет что-то, что касается шутеров от первого лица и соотношения реальных и виртуальных галерей. Но само виртуальное обладает большей силой, чем каждый конкретный его элемент.
......... Как пишет Сэди Плант в главе «Натяжения» своей книги Zeros and Ones, цифровые машины плетут свои сети. Виртуальное — это мозаика: видео, изображения, звуки, тексты и голоса сливаются в ее интерактивности. В этой мозаике ни один элемент не может претендовать на особую значимость. Мы живем во времена путешествий «от одного виртуального к еще одному виртуальному» [3].
......... Но разве это не смерть искусства, которое делает ставку на визуальность?
......... Недавно я была на выставке «Виставка-Читанка», состоявшейся в месте под названием Арт-Простір Крила. Точнее я была дома, в Петербурге, а выставка проходила в Киеве. С участницами и создательницами выставки я была знакома. У меня были воспоминания, связанные с ними, воспоминания наших реальных или виртуальных встреч. Зины с «Виставки-Читанки» феминистского художественного дуэта «Добро Пожаловать в Кукольный Дом» попали ко мне через другую выставку, «Феминисткие Транслокальности», которая проходила в Студии 4.413. По вечерам я слушала серии чтений: Доротея Ольковски, Жанна Долгова, Саломея Фегелин, Катя Хасина. В голове проносятся слова из названия авторской выставки Кати «Безвихрастый умножает скуку, с — отмерший перламутр, полая загадка». Голоса, тексты, изображения чтений и дистанционно доступных выставок создают сеть, в которую можно попасть как в ловушку.
......... Жанна Долгова в зине «Упражнение подружка» пишет, что женские генеалогии — это генеалогии хрупкие, нестабильные, склонные к исчезновению (невидимости?). Мы могли бы нарисовать схему, древо, создать объект, выставить его, оцифровать, закрепить, стабилизировать. Но тогда мы точно ничего не увидим. «Виставка-Читанка», как сообщают ее создательницы [4], работает с инкорпорирование текста в художественную практику, то есть с наделением текста статусом материального объекта.
......... На виртуальной выставке «Я не знаю, Земля кружится, или нет» в рамках VII Московской международной биеннале молодого искусства в раздел «Художники» наряду с художниками включены также подразделы «Сочинение» и «Стихи». Не смотря на такое формальное разделение, я воспринимаю на сайте биеннале текст Алексея Борисенка «Как мы объясним ОМОН нашим детям?» из раздела «Сочинение» как объект искусства. Сама инфраструктура сети позволяет мне воспринимать его именно так. Благодаря тексту Алексея я попадаю в Минск, где мы когда-то встречались, и в котором теперь происходит важнейшая политическая борьба на постсоветском пространстве.
......... Невидимое искусство позволяет мне пережить не очевидную близость.
От редукции эстетики к невидимости эстетики. Лика Карева
......... Все мысли, которые возникают у меня при рассмотрении выставок, которые превращаются в сайты, пока галереи держат закрытыми, крутятся вокруг двух идей: глобализации мира и конструирования пространства.
......... VII Московская международная биеннале молодого искусства (VII ММБМИ) обладает глобальным масштабом. В отличие от масштаба локального, к которому привязан человек, глобальный масштаб не может быть схвачен человеческими органами чувств. Иначе говоря, с ним нельзя столкнуться как с целым. Представляя из себя сеть выставочных проектов, различающихся между собой не только по местоположению, но и по сущности своих форматов, текущая Биеннале являет собой гиперобъект (термин Тимоти Мортона), объект, для которого не может быть адекватного ему зрителя. На превращение выставок современного искусства в конгломераты выставок, безусловно, повлиял прежде всего экономический процесс. Не было никакого решения, которое бы постановило переход к новому типу «гиперобъектной эстетики». Скорее, первичной была определенная экономическая динамика, и именно она нашла выход и новое развитие в современных условиях цифровизации искусства [5].
......... При безусловной актуальности политических следствий глобализации, у нее есть также не менее актуальные эстетические следствия. Философ Елена Петровская, говоря о чувственном восприятии современного человека, ссылается на понятие «когнитивная картография» (или составление карт познания) философа-марксиста Фредерика Джеймисона. Она говорит, что субъект современного мира строится на разрыве: это разрыв, который образован нашим повседневным опытом жизни в глобальном мире, и невозможностью представить себе этот мир, то есть целое, частью которого наш опыт является [6]. «Когнитивная картография» по сути осуществляет сшивание этого разрыва путем построения модели целого в повседневности.
......... Пример, который приводит Петровская: если человек отчужден от города, улицы которого пересекает каждый день, ввиду того, что не представляет его целое устройство, то когнитивной картографией будет являться составление представления о целом устройстве города. Таким образом, когнитивная картография — познавательный процесс (это и значит слово «когнитивный»), который реализуется через построение таких представлений о мире, которые включают пространственный аспект нашего восприятия.
Проект Саши Зубрицкой «Мастер-ключ» и логотип сайта Sci Hub
......... Возвращаемся к рассмотрению моделирования пространства в цифровых проектах. Обратимся к одной из работ проекта «Я не знаю, Земля кружится или нет…» — «Мастер-ключ» Саши Зубрицкой. Эта цифровая работа основана на одноименной выставке художницы, прошедшей в петербургской галерее «Навикула-Артис». Как гласит ее описание, «все физически существующие объекты были подвергнуты цифровой обработке, отсканированы, воссозданы в цифровой среде» [7]. Однако, сайт представляет не просто набор этих объектов, но и, как и положено выставочной экспозиции, их определенную пространственную организацию. Цифровизация выставки потребовала от художницы совершения «когнитивного картографирования» выставки, а чтобы передать опыт представления целого, художница вместе с веб-дизайнером Алексеем Аче спроектировали определенный интерфейс взаимодействия с ее объектами. Заходя на сайт, мы сталкиваемся с одним из текстовых объектов, и можем «путешествовать» по плоскости путем манипулирования видимой областью.
......... Эта возможность передвижения задается как раз интерфейсом, по сути такой же значимой частью работы, как и сами объекты. Если мы обратимся к кантовскому определению эстетики в части аналитики прекрасного, изложенной Стивеном Шавиро, мы увидим, что эстетика для Канта касается не самих вещей, но того «способа, которым мы их воспринимаем» [8]. В этой связи цифровую эстетику определяет именно интерфейс, что обеспечивает человеку организованный доступ к объекту. Интерфейс сайта Зубрицкой и Аче постепенно знакомит с объектами так, как это бы происходило на реальной выставке — последовательно, один за одним. Помимо этой пользовательской возможности сайт предоставляет нам общий вид (zoom out) цифровой экспозиции, всю картину целиком. Казалось бы, это и есть искомая карта, или целое, как условие эстетического опыта.
......... Однако, как мне кажется, позволение зрителю переключаться на такой вид создает в его опыте определенный сбой или разрыв, в то время как когнитивная картография призвана разрывы опыта сшивать. Действительно, данность целой картины лишает нас активного знакомства с объектами, активного познания целого, которое мы осуществляем, прогуливаясь по выставке, собирая ее объекты в целое, которое было бы актуально и прекрасно для нас. Концепт Джеймисона описывает не карту как данность, а активный процесс знакомства с миром, который только потенциально может закончится формированием его целой картины, и если «аффективная тональность, происходящая от вещей», будет для нас «релевантна» [9]. Таким образом, предоставляя пользователю возможность видения целого как данности, мы, на деле, лишаем его эстетического опыта, самостоятельного нахождения этой «релевантности». По этой причине опыт восприятия искусства, — будь то в цифровой, будь то в аналоговой среде, — должен быть до известной степени «слепым».
Примечания:

1 Eeefff — коллаборация коллаборация Дины Жук (писательницы, художницы) и Николая Спесивцева (художника, специалиста в области компьютерных наук, исследователя). Действует с 2013 года. Базируется в Москве. Приводится по сайту художников.
2 Susan Buck-Morss, Aesthetics and Anaesthetics: Walter Benjamin's Artwork Essay Reconsidered. Доступно по ссылке.
3 Из аудио-документации проекта Platform Perplex группировки eeefff. Доступно по ссылке.
4 C канала документации «Виставки-Читанки» на youtube по ссылке.
5 Исходя из работ некоторых критиков капитализма конца XX века, мы можем делаем вывод, что происходящее в современном искусстве и в глобальном мире в связи с пандемией, является всего лишь ускорением и усилением тех трендов, которые изначально и были вызваны глобализацией. Так, Ник Ланд в своем тексте 1997 года «Расплавление», описывал этот процесс так: «логистические ускоренная техноэкономическая интерактивность разрушает общественный порядок; рынки учатся производить интеллект; число жертв в череде глобальных войн растет», — цит. по Ник Ланд. Сочинения в 6т. / Том 2: Киберготика. Гиле Пресс, Пермь, 2018.
6 Елена Петровская о «когнитивной картографии» для проекта «Лес» по ссылке.
7 Мастер-ключ, Саша Зубрицкая. Доступно по ссылке
8 Стивен Шавиро. Вне Критериев: Кант, Уайтхед, Делез и эстетика. Гиле Пресс, Пермь, 2018.
9 Alfred North Whitehead, Adventures of Ideas. New York: The Free Press, 1933. — цит. по Стивен Шавиро. Вне Критериев: Кант, Уайтхед, Делез и эстетика. Гиле Пресс, Пермь, 2018.
Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных