......Дайджест #4: Альманах-огонь
......... Четвертый дайджест полностью собран из материалов альманаха-огня, мультимедийного проекта. Авторы: Иван Курбаков, Максим Илюхин, Дмитрий Герчиков и Гриша Радченко. Кураторка – Екатерина Захаркив.
......... Основная задача проекта — дать искусству голос, предложив ему средства поэтического языка и чувственное измерение звука. В этой мерцающей коллаборации отношения с визуальным пространством также обретают неограниченную вариативность и пластичность. Мы хотим сделать возможным разговор искусства об искусстве — вне дисциплинарной интерпретации, академического попечительства и музейного описания.
Иллюстрация Кати Хасиной
1. Репортаж с подростками на Закрытой рыбной выставке: «Живая камера». Автор репортажа — режиссер, поэт, музыкант Иван Курбаков
Автокомментарий:
......... Эстетика телевизионного репортажа, лишенная некоторых своих обязательных атрибутов — микрофона в руках корреспондента, уверенного говорения перед камерой — изменяется в сторону непосредственности документального фильма, где двое молодых «ведущих» Егор и Михаил, общаясь друг с другом, проводят своеобразное расследование внутри «Закрытой рыбной выставки».
......... Не имея предварительных «ключей» они пытаются подобрать их сами, не опираясь только лишь на культурный контекст, но скорее устраивая реактивный перформанс восприятия, где органично сосуществуют усилия мыслить в реальном времени, эмоциональные проявления, интеллектуальные диалоги, своеобразные мгновенные «мемы» и постепенное обретение самого способа «говорить» об этой конкретной выставке и современном искусстве вообще, не пользуясь для этого готовым теоретическим «аппаратом».
2. Дневник-репортаж в галерее Богородское. Автор — художник, перформер Максим Илюхин
......... «Я сегодня был на выставке в галерее Богородское, у метро Бульвар Рокоссовского. Выбрал первый проект на сайте Биеннале молодого искусства из серии Объединение «Выставочные залы Москвы», который открылся 16 октября, и поехал туда.
Там интересный проект, но я не всё в нём понял и хочу разобраться что это, чтобы сделать репортаж. Пока опишу, что видел.» Читать далее
3. Видео-перформанс «Человек-огонь». Арт-группировка ООО «геррад». Авторы — поэт и художник Дмитрий Герчиков, фотограф и художник Гриша Радченко
Автокомментарий:
......... Программный код пандемии содержит алгоритм, который трансформирует глобальные процессы, дробящиеся под весом собственной информационной нагрузки, в формат архива. У этого процесса можно выделить, как минимум, два направления. С одной стороны, он осуществляет сбор, обработку и каталогизацию сведений о любых виртуальных или реальных объектах, попавших в его поле зрения. С другой — помещает их в изолированных пространствах стран, городов, квартир или мониторов, напоминающих ячейки в бесконечной таблице Excel. При этом Zoom с его цифровыми окошками — не только удобный инструмент коммуникации, но и метонимическое воплощение этих всеядных машин архивирования, трудящихся без сна и отдыха. В то же время периодический, но ожидаемый сбой программы как будто имитирует внезапные вспышки болезни в мире.
......... Вдобавок к сказанному отметим, что буквальный перевод слова «пандемия» с древнегреческого — «весь народ». Это указывает на внутреннюю связь эпидемиологической катастрофы нынешнего года со всяким собранием, коллекцией, кунсткамерой и даже музеем. По случайному стечению обстоятельств «Человек-огонь» снимался в пустом Музее Москвы в первый день прекращения работы бюджетных культурных институций из-за угрозы распространения COVID-19. Так, местом действия видео стала закрытая выставка в мире закрытых границ (изоляция внутри изоляции), где любое высказывание обречено на попадание в предзаданные бюрократические или электронные конвенции, опосредованные структурой сетки: протоколами, приложениями и трансляциями.
......... Поэтому нам хотелось уйти от любых заранее установленных стратегий — маркировать огненным иероглифом пустоту залов и тени от произведений, выставленных в них. Мы стремились зафиксировать отсутствие, ведь оно и обеспечивает возможность любого сообщества — людей или предметов, голосов или призраков. Наша работа запечатлела ритуал, алхимическую трансмутацию по превращению «архива» в гераклитовский огонь «архэ». Однако созвучие этих понятий случайно: «архив» восходит к «архэйону», что означает «казенное здание», и «архэ» в этом случае переводится как «власть». Но мы ориентируемся на воображаемые миры, организованные по логике оговорок и снов. Поэтому неожиданное звуковое подобие становится отправной точкой, по направлению к тому, что не может быть узнано, но может быть однажды услышано.
......... Именно на этом мерцающем пути, исключающем формальные суждения, человек-огонь послужил нам другом-Гермесом — тем, кто парит между говорением и молчанием, образом и вещью, порядком и случайностью. В его цифровой лихорадке сгорят всякие «непреложные» правила, насильственные системы охранения и слежения, полифункциональные модели труда и сверхбыстрые движения капитала. Они обратятся в безымянный пепел, вытесненный за скобки социальности и политики, а «пан-» переродится в Пана, покровителя музыки и дикой природы, который едва родившись, начал прыгать и смеяться.