7.2...Анжела Силева. Искусство и виртуальность
......... Ситуация карантина спровоцировала ряд вопросов, на которые я попросила ответить экспертов арт-сообщества: актуально ли деление на онлайн и офлайн? Как в условиях избытка контента удерживать внимание аудитории художественных институций? Станет ли реакция на пандемию обновляющей для художественного сообщества, или оно вернется к исходным позициям?
Скрин с онлайн-мастерской Арт-галереи Ельцин-центра
Сергей Гуськов
Журналист, художественный критик, Москва
Способствует ли пандемия обновлению художественной сферы?
......... Пандемия, а вернее даже реакция людей на нее, запустила множество процессов. Многие организации закроются, а люди уйдут из сферы искать доход в другом месте. Но важнее всего, что, во-первых, теперь действуют многочисленные ограничения (мы не должны толпиться, обязательна дистанция), а, во-вторых, люди сами не могут вернуться к старой жизни (боязнь инфекции, отсутствие денег и сокращение трат на все не первостепенное).
Какие последствия у ограничений для культуры?
......... Окупаемость за счет билетов станет совсем невозможной, а сами билеты, не только в музеи, но и в театры, кино, на концерты — сильно подорожают. Экономическая модель музеев вернется в зависимость от доброй воли богатых спонсоров, которые тоже не захотят лишний раз меценатствовать в кризис. Государство, скорее всего, перестанет помогать. Понятно, что все институции начнут искать новые пути заработка и выживания, впереди нас ждут эксперименты.
Что станет с сотрудниками в культурных институциях?
......... Художникам, кураторам, хранителям, критикам и другим работникам будет очень тяжело. Произойдет отток людей в более прибыльные области, хотя непонятно, где будет лучше. В любом случае, мне кажется, именно среди низовых инициатив появятся новые модели существования, и возникнет новое искусство [1].
Скрин коллективного виртуального пленэра_(Не)_своя комната
Марина Пугина
Независимая кураторка, исследовательница локальных художественных сообществ, Пермь
Как работает онлайн-коммуникация внутри сообществ?
......... Есть странный эффект единовременного сближения и разделения. Социальная дистанция ощутимо увеличилась, но идейно мы стали только ближе. География уже не имеет значения, все, наконец-то, принудительно встретились в общем «онлайн-поле чудес». В принципе, наиболее эффективная онлайн-коммуникация возможна только в узких кругах единомышленников, где все примерно на равных и каждый имеет право и возможность высказаться [2]. Думаю, с этим связано усиление сообществ на фоне локдауна.
Что вы думаете о музейных выставках в онлайне?
......... Переводить существующие выставки в онлайн — это скорее вопрос «новой нормы», вопрос этики и доступности культурных событий для тех, кто по разным причинам физически посетить их не может. Это не открытие последних дней, это было, есть и должно быть, как мне кажется.
......... Но меня смущает, когда музеи множат сущности своих коллекций, переводя их в различные онлайн-форматы, в этой ситуации, само произведение и его переживание теряется. В момент перевода коллекций в онлайн-форматы, необходимо понять: как мы можем переживать произведение искусства находясь в цифровой реальности, как единственно доступной.
......... Мне сложно пережить какое-то сильное чувство, созерцая фотографию фотографии в виртуальной комнате. Вот, что мы точно потеряли в сложившейся ситуации, так это возможность разделить общее пространство с произведением, ибо самоизолировавшись, мы оказались наедине с самими собой.
Скрин инстаграма Арт-центра MAKARONKA
Лейли Асланова
Куратор выставочной программы арт-центра MAKARONKA, Ростов-на-Дону
В начале пандемии вы открыли дискуссию #РНДВЕДЕНИЕ в Инстаграме, где предлагается ответить на вопрос, каким видится Ростов-на-Дону. Включалась ли аудитория в дискуссию?
......... Да, аудитория включилась, и даже определился неожиданный для меня состав собеседников. Мне удалось познакомиться с людьми, которые раньше для меня были невидимы. Сейчас у меня на подходе еще ряд заданий и опрос, к тому же теперь я поняла, как можно соединить историю и дальнейшее знакомство с теми, кто интересуется деятельностью центра. Планирую по завершению карантина предложить провести встречу в реальности.
Какие инструменты коммуникации, используемые в период карантина, вы не будете использовать в будущем?
......... Честно, изначально мне не хотелось просить художников «занять эфир» арт-центра. Во-первых, не хотелось тратить их время при невозможности его оплатить. Во-вторых, по моим наблюдениям за онлайн-активностями институций, поняла, что не хочу «грузить онлайн». Очевидно, что для высококачественной работы онлайн необходим больший ресурс чем мой личный, а в настоящей ситуации он в основном мой.
Скрин с онлайн-мастерской Арт-галереи Ельцин-центра
Юлия Чертихина
Старший администратор галереи Ельцин-центра, Екатеринбург
Как галерея Ельцин-центра переживает пандемию?
......... Мы осмыслили наши ресурсы и приняли ряд решений как с ними работать дальше. Например, у нас есть большой онлайн-архив, который не было времени систематизировать и демонстрировать. Во время пандемии мы начали его показывать.
Как карантин отразился на работе?
......... Она тоже переместилась в онлайн: совещания, планерки, задачи, переписки, протоколы. То есть наша внешняя и внутренняя жизнь работают онлайн. Мы сами создаем контент: статьи, маленькие комментарии к выставкам, рекомендации от арт-галереи. Сделали удаленную мастерскую для подростков, которая обычно проходила в весенние каникулы офлайн, теперь же перевели в дистанционный формат [3].
Ваши зрители в начале пандемии и спустя три месяца?
......... Если говорить с позиции слушателя-зрителя, то мне такой формат близок. Особенно в первый месяц самоизоляции я начала смотреть все, но постепенно интерес пошел на спад. Если мы говорим о переводе офлайн-форматов в онлайн: с одной стороны, я не получаю обратной связи, вещи, которые получались в офлайне не действует, технически происходили сбои. С другой стороны, наша онлайн-мастерская сработала отлично, мы быстро настроились на режим участников, так как не было необходимости в физическом присутствии.
Примечания:

1 Сергей Гуськов развивает эту мысль в статье "По углам". — Доступно по ссылке

2 Марина Пугина: "спустя две недели с начала изоляции мы придумали с пермскими художницами формат коллективных пленэров в своих комнатах и уже в июне попробуем с ним принять участие в онлайн-резиденции". — Доступно по ссылке

3 Онлайн-мастерская Арт-галереи Ельцин-центра. — Доступно по ссылке
7.1...Анжела Силева. Медиация: между участием и наблюдением
......... Через личный опыт медиации на Уральской индустриальной биеннале, выясняем, как сейчас происходит «встреча с искусством». В роли медиатора и в роли зрителя Анжела Силева, которая проходила подготовку медиаторов, а потом 2,5 месяца практиковала медиацию на Уральской индустриальной биеннале современного искусства.
Уральская индустриальная биеннале, фото — Слава Солдатов
Для начала — что такое медиация?
......... Понятие «медиация» ассоциируют часто с психологией и конфликтологией. Медиацией определяют способ урегулирования конфликтов через третью нейтральную сторону. В сфере искусства понятие используется более специфично, для обозначения осмысленной дискуссии на выставке с помощью специально подготовленных людей — медиаторов. Это обмен опытом между участниками, художником и куратором. Присутствие художника выражается через произведения, куратора — через их расположение. Куратор и теоретик современного искусства, возглавляющая Кунстхалле Тенста в Стокгольме, Мария Линд пишет о медиации, как об «общественной трансляции смыслов» [1].
......... В России практики начались с Манифесты'10 в Санкт-Петербурге в 2014 году, а в 2015 году стали частью и Уральской индустриальной биеннале. В рамках взаимодействия с медиаторами люди могли делиться мыслями о существующих событиях и проблемах.
А чем это отличается от экскурсии?
......... В экскурсии есть устоявшаяся структура: экскурсовод, который владеет основной информацией об объекте, и слушатель. В ней больше дидактизма, вплоть до ассоциации с университетской лекцией. В этом отношении, экскурсия и медиация отвечают разным запросам. Первая — желанию зрителя узнать о самой работе, вторая — стремлению сопоставить ее с личным опытом.
Шарлотта Позененске, «Картонные трубы. Серия «DW», Уральская индустриальная биеннале, фото — Слава Солдатов
Это похоже на посещение выставки с друзьями, какую роль здесь играет медиатор?
......... Как без экскурсовода нет экскурсии, так и без медиатора нет медиации. Медиатор стимулирует воображение и любопытство посетителей. С помощью медиатора группа незнакомых людей превращается в сообщество зрителей. Они объединяются общим полем смыслов и задача медиатора содействовать комфортному для всех обсуждению.
......... В моей практике медиации на биеннале я ставила акцент именно на создании «безопасного пространства», где каждый может поделиться своим мнением. Такой подход определялся основной темой выставки — бессмертие и связанные с ним понятиями смерти, будущего и технологий. Проговаривание повышает уровень культурного участия и заинтересованности. В такой перспективе, как пишет исследовательница проблем образования из Университета искусств в Цюрихе Кармен Мёрш, медиация — практика, необходимая демократическому обществу [2].
Подходит ли медиация для выставок классического искусства?
......... Если определять классическое искусство как константу, вписанную в историю искусства, то существует риск неверной интерпретации. Для понимания искусства важен контекст, к тому же в нем присутствует диктат автора и оценка исследователей. Однако у меня есть опыт медиации в Эрмитаже, показывающий обратное. Это была медиация на выставке Макса Эрнста и я почти ничего не знала об этом художнике. Через сопоставление опыта моего, других участников и самих произведений, я, кажется, узнала больше, чем могла бы на экскурсии.
......... Факты из биографии и мировосприятие Макса Эрнста по ходу медиации были созвучны с событиями моей жизни. Такой метод постижения через собственный опыт был и интересным, и информативным. Поэтому я склонна думать, что медиация работает в отношении любого искусства.
Гала Поррас-Ким, «Бластер Архимеда 2», «Связь на горе Ринг», Уральская индустриальная биеннале, фото — Слава Солдатов
Значит ли это, что всем выставкам необходимы медиаторы?
......... Совсем нет! В моей практике медиации был момент большого сомнения в этом. Бывали группы людей, которых совсем не разговорить и мне приходилось вести обычную экскурсию. Бывали и те, которые настолько свободны во взаимодействии с современным искусством, что посредничество ограничивало их наличием маршрута. Это, действительно, очень двойственная позиция: с одной стороны, я была лишь посредником, направляющим беседу, с другой — именно я определяла, что мы будем смотреть. Несмотря на это, медиатор делает «встречу с искусством» более динамичной: есть возможность озвучить свои мысли и послушать других. Позже можно вновь прийти и внимательно посмотреть на пропущенные произведения или на те, вокруг которых не получилось обсуждения.
Примечания:

1 Maria Lind. Why mediate art? // Ten Fundamental Questions of Curating. — Доступно по ссылке.

2 Carmen Mörsch. At a Crossroads of Four Discourses: Gallery Education in between Affirmation, Reproduction, Deconstruction, and Transformation // Documenta 12 education. — Доступно по ссылке.
Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных