6.1...Анна Мельникова. Как импрессионизм изменил испанское искусство рубежа XIX-XX веков
......... До 26 января 2020 года в Музее русского импрессионизма проходит выставка «Импрессионизм и испанское искусство». Экспозиция включает в себя более полусотни живописных полотен, графических работ и скульптур 18 художников конца XIX — начала XX века из коллекций испанских музеев и ГМИИ имени Пушкина. Об испанском импрессионизме известно мало, как художественная Испания разделилась на черную и белую и заодно при чем здесь Караваджо в обзоре Ани Мельниковой.
Каноны
......... Эстетические каноны живописи к концу XIX века определялись каноном, сформированным в академической сред в предыдущих двух столетиях и заложенные французской Академией художеств.
......... Чтобы получить признание в профессиональном сообществе, художник был обязан ориентироваться на работы Рафаэля, братьев Карраччи, Гвидо Рени — натуралистичные индивидуальные и групповые портреты, а также картины на религиозные темы с точно рассчитанным размещением фигур и высокой степенью детализации. Манера письма Веласкеса, Рембрандта и Караваджо казалась современникам чересчур свободной, а их полотна — незаконченными. Но именно эти художники дали импрессионизму вдохновение за счет открытости к изображению человеческих эмоций.
Сюжеты
......... Пока вся Европа удивленно смотрела на полотна Мане, Ренуара и других родоначальников импрессионизма, Испания переживала последствия кровавого столетия, отмеченного пятью революциями, экономическим кризисом и поражением в войне с США. Художники, активно путешествующие по стране, нашли способ передавать идею спокойствия и умиротворения, сделав пейзаж одним из ключевых жанров. Первым к изображению природы, нетипичному для испанского искусства, обратился Мариано Фортуни-и-Карбо. Он сделал себе имя на акварельных работах и стал экспериментировать с масляной живописью. Однако чересчур красочный колорит его картин, равно как и наличие у Фортуни-и-Карбо персонального арт-дилера, вызвал у местного художественного сообщества одно лишь недовольство.
Мариано Фортуни-и-Карбо. Улица Гранателло в Портичи (1874)
.........Фортуни умер в 1874 году, буквально через полгода после первой выставки импрессионистов в Париже, но проложил дорогу другим пейзажистам, например, Мариану Пиделасерра и Элисеу Мейфрену. Они же воплотили идею намеренной незавершенности картины в этюдах из окон квартир и набросках из мастерских.
Свет
.........Главным инструментом передачи свежести первого впечатления от натуры для импрессионистов стал солнечный свет. Испанское поле экспериментов над его передачей открыл Аурелиано де Беруэте-и-Морет: он выяснил, что загрунтованный белым холст буквально заставляет картину светиться изнутри, помогая передать тончайшие нюансы освещения натуры и добиться эффекта прозрачности воздуха.
Аурелиано де Беруэте-и-Морет. Вид на горы Гуадаррама из Эль-Плантио (1901)
.........Наблюдение за натурой в разное время суток также стало одним из излюбленных методов, позаимствованных испанскими художниками у французских коллег. Например, среди работ уже упомянутого нами Мариана Пиделасерра можно найти диптих с видом из окон квартиры в центре Парижа в солнечный и пасмурный день — подражание Клоду Моне, который в 1890-х годах создал серию изображений Руанского собора из тридцати картин.
Цвет
.........К концу XIX века испанское изобразительное искусство совершенно отчетливо разделилось на два лагеря. Первый получил название «Черная Испания»: принадлежащие к нему художники работали в темных тонах, отдавая дань стилю старых мастеров и одновременно передавая свое отношение к происходящим в стране мрачным событиям. В оппозицию к ним встали представители «Белой Испании», самым знаменитым из которых стал Хоакин Соролья-и-Бастида. Его изображения солнечной Валенсии полны цвета: золотистые блики на ослепительно белых парусах, насыщенные лазурные волны с ультрамариновыми тенями, умбровый блеск смуглых тел — максимально натуралистичная передача цвета, свойственная академической живописи, в сочетании с легкостью мазка позволяют отнести его творчество к направлению люминизма.
Хоакин Соролья. Скалы и белая лодка, Хавея (1905)
.........Впрочем, морской колорит не оставил равнодушным и других испанских художников: так, работы Адольфо Гиарда, близкого друга Эдгара Дега, легко отличить благодаря нежным переливам голубого, зеленого и серого цветов, а Игнасио Сулоага, принадлежавший к династии художников с более чем двухсотлетней историей, практически всегда выбирал для своих работ насыщенный синевато-зеленый фон.
Техника
.........Последним открытием, которое импрессионизм привнес в испанское искусство рубежа XIX-XX веков, стало разнообразие живописных техник. Кроме размытости фигур и небрежности контуров, в арсенал испанских художников вошли контрастные мазки для раскладки солнечного света на отдельные составляющие, плотные укрывистые краски для отражения света от окружающих поверхностей и даже отдельные стилистические приемы вроде пуантилизма. Последний мы можем увидеть на картинах Дарио де Регойоса, продвигавшего импрессионизм за пределами родной Испании через союз авангардных художников Бельгии «Общество двадцати».
Дарио де Регойос. Сети (1893)
.........Испанские живописцы в Москве — редкое явление, тем более на уровне музейное экспозиции и тем более, представленные как отдельное явление в направлении импрессионизма с убедительными доказательствами своего особого и влиятельного места.
Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных