6.3..Анастасия Мариловцева. Праздник, который всегда с тобой - выставка Жуаны Вашконселуш в Бильбао
.........#жуанавашконселуш #гуггенхайм #бильбао
.........До 11 ноября в Музее Гуггенхайма в Бильбао открыта персональная выставка Жуаны Вашконселуш, самой известной на сегодняшний день португальской художницы. Название выставки («Я твое зеркало» / I Am Your Mirror) отсылает к песне I Will Be Your Mirror The Velvet Underground. В экспозиции представлено порядка тридцати работ, созданных с 1997 по 2018 года. Однако кураторы подчеркивают, что экспозиция не является ретроспективой: работы расположены не в хронологическом порядке, а, скорее, адаптируясь к пространству музея. Выставка занимает весь первый этаж и многосветный атриум музея, построенного архитектором Фрэнком Гери.
.........В экспозицию вошли знаменитые скульптуры и инсталляции художницы, в том числе сотканная из тампонов люстра «Невеста» (участвовала в Венецианской биеннале 2005 года), «Красное независимое сердце» из одноразовых пластиковых приборов (в 2009 году его показывал московский «Гараж»), циклопические туфли «Мерилин» из стальных кастрюль и крышек.
.........Яркие работы Жуаны Вашконселуш из необычных материалов (стеклянные стаканы, шариковые ручки, паровые утюги, телефонные аппараты, упаковки медикаментов) настойчиво предлагают подумать об индентичности женщин и в целом о слабостях и зависимостях современного человека.

Фрагмент фасада Музея Гуггенхайма в Бильбао с анонсом текущих выставок
......... Центральная работа экспозиции «Я буду твоим зеркалом» / I Will Be Your Mirror – огромная венецианская маска из 262 зеркал в ажурных бронзовых оправах. Зеркала закреплены под разными углами, так что зритель оказывается фрагментарно отраженным одновременно в нескольких поверхностях. Инсталляция продолжает идею песни солистки The Velvet Underground Нико: зачастую в поиске собственного «я» мы испытываем желание стать отражением нашей второй половины, как в образе другого человека порой ищем собственный отсвет. Маска в свою очередь играет двойную роль: скрыть свою истинную сущность и примерить любую личину. Это один из уровней прочтения инсталляции, в другой версии работа отсылает к португальской литературной традиции использования зеркал в играх и фокусах.
Фрагмент инсталляции «Эгерия» (2018) в атриуме музея
.........Обширный атриум музея оплетен гигантскими текстильными щупальцами инсталляции «Эгерия», усыпанной пайетками и увешанной шелковыми кистями. Вашконселуш начала создавать своих змееподобных «валькирий» в 2004 году, но 45-метровая версия, сшитая специально для Бильбао, - сама крупная из серии. Инсталляция названа в честь жившей в IV веке галльской путешественницы, чей дневник о паломничестве в Святую Землю считается одним из первых значимых прозаических текстов, написанных женщиной.
.........Диалоги продолжаются и в инсталляции серии Bordalos - фигур животных, сделанах на основе эскизов португальского художника-керамиста Рафаэля Бардало Пиньеро (1846-1905) – ящериц, лобстера, змей, лягушек, головы лошади, быка, и осла. Поверхность майолики обтянута традиционным португальским кружевом, связанным вручную крючком. К изготовлению кружева художница привлекла мастериц из деревень Португалии.

Инсталляция «Мерилин» (2011)
Инсталляция «Место встречи» (2000)
........Экспозиция в стенах музея дополнена двумя объектами за его пределами: раскрашенным вручную петухом «Pop Galo» (2016) и кольцом «Солитер» из покрытых золотой краской автомобильных дисков и увенчанным «бриллиантом» из стаканов для виски. C самого начала творческой карьеры Вашконселуш придает public art (искусству в общественном пространстве) особое значение: ее работы украшали улицы Лиссабона, Порту, Оксфорда и других городов. Искусство Жуаны Вашконселуш, многослойное по своей сути и наполненное смыслами, через узнаваемые яркие образы становится доступным каждому зрителю, оправдывая отсылки к карнавалу и ярмаркам, где через низовую культуру зритель становится сопричастным высокому искусству и вечным вопросам. Недаром одна из работ, представленных на выставке в Бильбао, – карусель «Место встречи» (2000), на которой могут прокатиться все желающие.

6.2..Анастасия Мариловцева. «Генеральная репетиция» в ММОМА: упражнения фонда V-A-C в ожидании открытия ГЭС-2
......... #генеральнаярепетиция, #V-A-C, #ММОМА, #KADIST, #театрвзаимныхдействий, #арменаванесян
.........На трех этажах особняка Московского музея современного искусства (ММОМА) на Петровке в конце апреля разместилась масштабная по размеру и замыслу выставка «Генеральная репетиция. Представление в трех актах». В стенах ММОМА учрежденный Леонидом Михельсоном фонд V-A-C репетирует новый формат деятельности своего будущего культурного центра на Красном октябре и демонстрирует свою до сих пор не показанную в таком объеме обширную коллекцию.
.........«Генеральная репетиция» — не выставка в привычном понимании. Проект стал результатом сотрудничества и коллективного авторства трех команд - фонда V-A-C, ММОМА и франко-американского фонда KADIST. Кураторы – их 16 – этого кросс-дисциплинарного проекта выстраивают художественную экспозицию по законам театрального мира. Три режиссера пишут три самостоятельных сценария и проводят кастинг. Все это происходит с небольшой оговоркой: в качестве актеров предстают произведения искусства.
.........На первом этаже расположилась инсталляция «Снова больше вещей (Разрушение плиты)» британского художника Майка Нельсона. Антропоморфные скульптуры таких знаковых мастеров, как Бранкузи, Джакометти, Буржуа и Мур, соседствуют с терракотовой головой народа нок (Нигерия) и выполненными из дерева и металла статуэтками-реликвариями народа кота (Конго). Нельсон уравнивает выбранные им работы и развенчивает миф о линейном развитии искусства. Объекты объединены вокруг центра композиции – «Костра» (2012) польского скульптора Павела Альтхамера. Подобно живым актерам объекты «наблюдают», как через полурасплавленную конструкцию из пластика, металла и смолы проступают нетронутые слепки лиц. Инсталляция на первом этаже – константа для всех трех актов выставки, своего рода пролог к дальнейшему действию.

Фрагмент экспозиции с работами Йана Во, Алигьеро Боэтти, Майкла Дина
.........На третьем этаже особняка находится запасник. Здесь, в ожидании благоволения режиссеров, томятся 200 объектов-актеров из коллекций V-A-C, ММОМА и KADIST. Кураторы сгруппировали работы в восемь «формаций». Так, в формации «Перевоплощения» собраны работы, демонстрирующие различные виды метаморфоз и маскировки. Здесь прописались, в частности, работы московского художника-концептуалиста и теоретика искусства Юрия Альберта: в своей серии «Я не…» художник имитирует манеру таких известных мастеров, как Илья Кабаков, Рой Лихтенштейн и Энди Уорхол. По соседству – работы художника Авдея Тер-Оганьян, в которых он «копирует» стиль великих модернистов, в том числе Пабло Пикассо и Анри Матисса. Характерно, что Тер-Оганьян работает не с оригиналами, а с репродукциями: картина «Анри Матисс. Нимфа и сатир» (2002) выполнена в виде страницы художественного каталога. В каждой из формаций встречаются пустые пятна на стене, обрамленные черным контуром. Это места отобранных режиссерами и покинувших хранилище везунчиков.
.........Сердце проекта – второй этаж. Именно здесь разворачивается представление в трех актах. Текст для первого акта, продлившегося с 26 апреля по 17 июня, был написан объединением «Театр взаимных действий» по мотивам «Чайки» Антона Чехова. Работы, выбранные авторами, изображали героев знаменитой пьесы. Так, в пробах на роль Аркадиной участвовали клыкастая «Вампирша» (2013) Урса Фишера, «Девушка на фоне камина» (1915) Амадео Модильяни, фотографический портрет Мареллы Аньелли (1953) Ричарда Аведона и расшитый итальянским художником-концептуалистом Алигьеро Боэтти «Костюм Анако» (1989).


Вадим Захаров «Бах. CHRIST, DER DU BIST DER HELLE TAG, BWV 273»

.........21 июня проект продолжил австрийский философ Армен Аванесян. В основе второго акта, «Метафизика из будущего» лежит гипотетическая, пока еще не написанная автором книга. Аванесян создает последовательность сцен, в которых исследует центральные категории современной западной философии. Зрителю предлагают ответить на 11 вопросов и соответствующих тезисов, относящихся к таким ключевым понятиям, как форма и материя, жизнь и смерть, человек, время, реальность и истина. Так, в сцене, посвященной времени, решительно отвергается идея, что прошлое порождает настоящее. Аванесян предлагает нам к размышлению тезис, что цифровые технологии позволяют предугадывать наши будущие желания (специальные подборки товаров в онлайн-магазинах, торговля ценными бумагами на бирже), а значит, настоящее может быть предопределено образами грядущего. Современное восприятие времени иллюстрирует, в частности, работа Вадима Захарова «Бах. CHRIST, DER DU BIST DER HELLE TAG, BWV 273» (2012), в которой художник обнаружил, что продолжительность хорала №273 Баха длится 4 минуты 33 секунды – ровно столько, сколько и культовая беззвучная пьеса Джона Кейджа. Символические цифры 273 и 422, выведенные на стене красный и зеленым цветом, сопровождаются сетчатой авоськой, в которой лежит магнитофон, проигрывающий хорал.
Фрагмент экспозиции с работами Марианны Кастильо Дебаль, Петеря Фридля, Адама Брумберга и Оливера Чанарин

.........Примечательно, что Аванесян для своей пьесы отобрал из запасника отдельные работы, участвовавшие и в первом акте, поставленном под руководством «Театра взаимных действий». Это текстильные фигуры «Женщина» (2005) и «Ребенок» Луиз Буржуа, расшитый «Костюм Анако» (1989) Алигьеро Боэтти, исполинские медные пальцы «Мы, народ» (2011) вьетнамско-датского скульптора Йана Во, цепочка из керамических тарелок, нанизанных на канат (2016), мексиканской художницы Марианны Кастильо Дебаль. Какие работы примут участие в третьем акте «Ничье», стартующем 27 июля под руководством писательницы Марии Степановой, пока неизвестно. Кураторы проекта оставили за режиссерами право свободного выбора объектов из обширного хранилища на третьем этаже.
.........Открытие культурного центра фонда V-A-C на территории исторической ГЭС-2, реконструируемой по проекту звездного архитектора Ренцо Пиано, ожидается в 2019 году. В стенах нового комплекса на Болотной набережной, общая площадь которого составит свыше 30 тысяч квадратных метров (9 тысяч из них отведут под экспозиции), сможет затеряться даже такой крупногабаритный проект, как «Генеральная репетиция». Однако V-A-С после пробы пера в ММОМА под предводительством нового художественного директора Франческо Манакорды, перешедшего в фонд из музея Тейт в Ливерпуле, имеет все шансы оказаться во всеоружии.

6.1..Анастасия Мариловцева. Десятилетие «Гаража»: юбилей как повод задуматься о зрителе и футболе
.........За декаду своего существования «Гараж» успел переквалифицироваться из центра современной культуры в музей, а также дважды сменить один звездный адрес на другой. Первую по-настоящему круглую дату «Гараж» решил отметить не воспоминаниями о собственных свершениях (за десять лет здесь успели показать работы Марины Абрамович, Яёй Кусамы, Такаси Мураками, Луиз Буржуаз и многих других), а рефлексией на тему портрета зрителя и прошлой жизни здания музея. Главный же проект юбилейного выставочного сезона неизбежно посвящен футболу.
.........История «Гаража» началась в 2008 году в стенах Бахметьевского автобусного гаража в Москве, построенного по проекту конструктивистов Константина Мельникова и Владимира Шухова. За десятилетие, прошедшее с торжественного открытия, на котором пела легендарная Эми Уайнхаус, музей успел дважды переехать – сначала во временный павильон, спроектированный гуру бумажной архитектуры Шигэру Баном, затем в здание бывшего советского ресторана «Времена года», реконструированное Ремом Колхасом.

Работы из экспозиции
«Мандраж на диване»
Юргена Теллера



.........Главный проект летнего сезона – выставка «Мандраж на диване» знаменитого немецкого фотохудожника Юргена Теллера. За его плечами рекламные кампании таких модных брендов, как Marc Jacobs, Louis Vuitton и Vivienne Westwood, однако Теллер, чье творчество выходит далеко за рамки фэшн-фотографии, отказывается от общепринятых идеалов красоты. Выставка в «Гараже» посвящена футболу, одному из главных увлечений самого фотографа и теме, к которой неизбежно обратились столичные музеи, отдавая дань Чемпионату мира. Ключевыми действующими лицами сделанных как будто невзначай кадров оказываются сам Теллер, его семья и ближайшее окружение. Смысловым центром экспозиции стал провокационный снимок, изображающий обнаженного Теллера с бутылкой пива и футбольным мячом на могиле отца.
.........Другой проект летнего сезона – перформативная выставка «Безграничный слух» – продолжает инклюзивную линию «Гаража» и обращается к феномену глухоты и теме равных возможностей в социуме. Авторы проекта – основанная в Париже международная кураторская группа Council и ливанский художник и композитор Тарек Атуи. Перед зрителем открывается возможность извлечь звук из необычных музыкальных инструментов (например, барабанов со стеклянными шариками, пружинами, деревяшками и железяками) и ощутить звуковые вибрации телом. В этом пространстве медиаторам и гидам запрещается разговаривать и трогать экспонаты, дабы не помешать самостоятельному восприятию звука посетителями.
В центре внимания исследовательского проекта «Дорогие зрители…», приуроченного к десятилетию музея, оказывается посетитель. С самого начала своей деятельности «Гараж» вовлекает свою аудиторию в активный диалог, посредством опросов и общения с экскурсоводами, смотрителями и медиаторами. Авторы первой части проекта, художественное объединение «Театр взаимных действий» и драматург Наталия Боренко, провели несколько десятков интервью, в которых смотрители, гиды и сотрудниками службы безопасности музея вспоминают забавные эпизоды с участием посетителей. Проект задействует пространство гардероба, где в течение летнего сезона будут происходить короткие перформансы. Здесь же, на полках, предназначенных для хранения сумок, расположились весьма необычные «забытые вещи», от мобильного телефона, до театральной маски и алюминиевой кастрюли.

Фрагмент инсталляции
«Здесь был Вася»
Екатерины Муромцевой
Вторая часть исследовательского проекта – тотальная инсталляция «Здесь был Вася» московского фотографа, видеохудожника и графика Екатерины Муромцевой. На основе анализа почти полусотни книг отзывов художница вывела несколько типажей посетителей «Гаража»: открытая миру молодежь, зрители, рассматривающие объекты искусства через экран телефона, завсегдатаи кафе и книжного магазина и, наконец, охотники за эффектными селфи.
Фрагменты инсталляции «Как отдохнули?»
.........К юбилею музея кураторы также подготовили проект «Как отдохнули?», реконструирующий обстановку легендарного кафе «Времена года», первого ресторана самообслуживания и джаз-клуба, открывшегося в 1968 году. В 60-80-х годах здесь собирались любители шахмат, эстрадной музыки и модных коктейлей. У «Гаража», приложившего немалые усилия к реконструкции заброшенного памятника советского модернизма, есть все основания надеяться стать достойным правопреемником знаменитого адреса в Парке Горького.

Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных