8.3 Амина Мусаева. Нет-арт. Искусство сейчас
......... Выставка The Art Happens Here собирает культурный код homo digitalis, использует чеснок в борьбе с капитализмом и показывает искусство на стыке экспозиции и перформанса.
Публикация агенства Rhizome: The Art Happens Here: Net Art's Archival Poetics (1980-2010)
......... В Новом Музее (New Museum) в Нью-Йорке прошла выставка The Art Happens Here, курируемая агентством Rhizome, пионером в области консервации и реставрации цифрового искусства. Представленные работы составили малую часть опубликованного агентством каталога The Art Happens Here: Net Art's Archival Poetics – антологии пост-интернет культуры с 1980-х годов до наших дней.
......... По аналогии с художниками постмодернистами, использовавшими модернистские приемы разрушения плоскости изображения и абстракции для переосмысления модерна, художники пост-интернета выходят за пределы использования сети в качестве средства информационной коммуникации. Инструмент передачи сообщения становится самим сообщением. Приставка «пост» – это реакция на общество, в котором интернет по причине своей массовости перестает существовать как независимое явление. Пост-интернет работает на стыке онлайн и офлайн для диагностики сетевой культуры как таковой, ее влияния на человека и его взаимодействия в модифицированном пространстве.
Алексей Шульгин (Alexei Shulgin) 386 DX (1998)
......... Отобранные Rhizome 16 работ охватывают период с 1997-го по 2012 год. Благодаря использованию устаревших операционных систем, они воссоздают подлинный облик нет-арта на ранних этапах существования глобальной сети. «Первобытная» почта, прообраз ЖЖ на страницах популярного в прошлой жизни портала Geocities, серая Windows 98 – обломки старого интернета, которые оказались в корзине истории. Законсервированный архаичный веб-контент сегодня похож на ожившего Франкенштейна. Как компьютер-бродяга работы Алексея Шульгина, он ломающимся голосом напевает «yesterday». В чем смысл его неуклюжего существования в идеальном, отполированном хай-тек пространстве? По словам основателя Rhizome и куратора выставки Майкла Коннора (Michael Connor), ПО (прим. автора – программное обеспечение) стало нашей исторической и культурной памятью [1]. История искусства сегодня записывается на языке HTML, а онлайн творчество неотъемлемо от уникальной для своего времени сетевой архитектуры.
......... Если нет-арт работает исключительно в онлайн формате, пост-интернет утверждает неотделимость виртуального продукта от его реальной демонстрации. Все виртуальные работы впоследствии находят свое материальное воплощение в галерейном пространстве. Майкл Коннор подчеркивает перформативную функцию интернета 2.0. Из пассивного браузера на крупном настольном ПК интернет эволюционировал в мобильный и интерактивный интерфейс на персональных устройствах. В такой интерпретации цифрового искусства, по словам куратора, есть что-то от хэппенинга. Под воздействием сетевой диктатуры пользователь из пассивного наблюдателя превращается в активного соучастника. Искусство, которое творится здесь – пойманный в моменте и непрерывный контакт между человеком и машиной.
Александр Галловэй (Alex Galloway) и Марк Трайб (Mark Tribe) Starrynight (1999)
......... Работа Александра Галловэя (Alex Galloway) и Марка Трайба (Mark Tribe) StarryNight переносит взаимодействие пользователей на звездное небо. StarryNight визуализирует архивный почтовый ящик Rhizome, который в конце 90-х был важным форумом для художников, работающих с новыми формами медиа. Выбранные сообщения из списка, включая обмен рецензиями, общей информацией и художественными работами в форме электронной почты, сохранялись в архиве Textbase. Когда текст впервые открывается в Textbase, он появляется в StarryNight в виде тусклой звезды. С каждым новым прочтением звезда становится ярче и превращает экран в звездное небо, где популярные тексты сияют и тускло мерцают нечитаемые. После наведения курсора на звезду открывается список ключевых слов, при выборе которых пользователь может связать все совпадающие слова в созвездие.
......... Контакт человека с сетью документируется и отсылает к циклу предыдущих взаимодействий, встраивая его реальность в онлайн-историю всех пользователей. Виртуальность не поглощает действительность, а скорее подпитывается ею. Таким образом, в условиях скрещивания физической и опосредованной среды происходит нет-арт, условием существования которого становится действие здесь и сейчас.
Шу Лиа Чанг (Shu Lea Cheang) Garlic=Rich Air, or Greening the Network Commons (2002-2003)
......... Перформативный характер нет-арта и активная сопричастность пользователя к творческим и общественным процессам, творящимся в сети, продолжается в работе Шу Лиа Чанг (Shu Lea Cheang) Greening the network commons [2]. По идее Чанг, собранные ею десять тысяч головок чеснока должны стать золотым стандартом в новой системе дарономики, при которой обеспечивается постоянная и безвозмездная циркуляция товаров и услуг в обществе. Чанг создала апокалиптический нарратив «вымышленного сценария после аварии»: капитализм рухнул, и единственными работающими средствами коммуникации остались сети, созданные активистами беспроводных децентрализованных сообществ NYC Wireless. Органический чеснок превращается в резервную валюту нового общества свободного владения информационными ресурсами – digital commons [3]. Получившим электронную рассылку Indymedia предлагали подписаться на «кибер-бартерную экономику цифровых общин» и предоставить часть открытого исходного кода в обмен на растение. Художница и ее сторонники в течение трех дней ездили по Манхэттену в специально стилизованном пикапе со свежесобранным чесноком, беспроводным оборудованием и лозунгом «ПОЛУЧИ ЧЕСНОК. ПЕРЕЙДИ НА БЕСПРОВОДНУЮ СВЯЗЬ».
......... В противовес пессимистичным прогнозам об использовании интернета для манипуляции общественным мнением, проект художницы разрабатывает бета-версию альтернативного общества информационной прозрачности и свободной воли, где каждый получает равноправный контроль над открытым кодом. Коммодификация сети остается симптомом капиталистической системы и канет в небытие вместе с ней.
Дуэт yoHA, Грэхем Харвуд (Graham Harwood) и Матсуко Йококоджи (Matsuko Yokokoji) Lungs (2005)
......... Если у Шу Лиа Чанг технология стала кислородом для гражданского общества, то у Грэхема Харвуда (Graham Harwood) и Матсуко Йококоджи (Matsuko Yokokoji) технология буквально добавляет кислород в архивные статистические сводки. В работе «Легкие» художники используют данные, собранные в нацистской Германии с помощью техники IBM, и преобразуют их в мемориальную кибер-симфонию. Данные предоставляют информацию о 4500 заключенных, которые работали на военном заводе во время Второй мировой войны. Созданное дуэтом приложение рассчитывало приблизительную емкость легких каждого человека, используя его рост, вес и возраст, и воспроизводило уникальный звук человеческого дыхания. Расположение монитора и колонок повторяет силуэт грудной клетки и пары легких, еще более очеловечивая процесс интерпретации данных. Дуэт Харвуда и Йококоджи YoHA исследует спектр отношений, которые возможны между человеком и машиной. Диалектика господина и раба доминирует в дискурсах о технологическом будущем.
......... Но осмысление технологии исключительно через призму контроля и подчинения ставит человека в неоправданные ограничения. Хай-тек открывает поле смыслов и возможностей для индивидуального самопознания. Работа Донны Харауэй (Donna Haraway) «Манифест Киборгов» исследовала киберизацию как возможность освобождения от устаревших предрассудков и дуализмов. Упрощение технологии до того, что поработим мы или что поработит нас, устарело и не раскрывает в полной мере характер контакта между живым и механическим.
Выставка The Art Happens Here в Новом музее современного искусства, Нью-Йорк
......... The medium is the message [4]. Средства массовой коммуникации сильно изменились за последние сорок лет. Через следующие полвека медиум может преобразиться настолько, что содержание информации станет недоступным без понимания технологии ее передачи. Высказывания художников на выставке в Новом Музее уникальны, поскольку они фиксируют взаимодействия при помощи программ и устройств, которые вплетены в сетевую ткань прошлого. Каталог Net Art Anthology –своеобразный и живой комментарий современности. Более того, это хроника сорока лет отношений одного человека с сетью и множества человек в сети, которая продолжает развиваться в дополненном измерении, при участии человека на выставке.
Примечания:

1 Кураторский текст к выставке The Art Happens Here

2 Перевод: «озеленение сетевых общин»

3 Перевод: «цифровые общины»

4 «Средство коммуникации есть сообщение». Автор цитаты: Маршал Маклюэн (Marshall McLuhan)
Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных