8.3 . Амина Мусаева, Анастасия Верховенцева и Яна Галяминская. Как побороть предубеждение против российского кино и привлечь зрителей в кинотеатры?
......... Данная тема предложена информационным агентством ТАСС для практики участникам третьей Лаборатории журналистики. По итогу, авторы Анастасия Верховенцева, Яна Галяминская и Амина Мусаева говорили с экспертами, изучили статистику и предложили свою версию привлечения зрителей в кино.
Источник: cinemaplex
Вступление: проблема факторизации в российском кино
......... Проблема востребованности отечественных картин для зрителя звучала рефреном в рамках юбилейного «Кинотавра», завершившего свою работу 16 июня. Данные портала «Кинодата» указывают на рост количества релизов с 54 в 2013 году до 123 в 2017 [1]. Опрос ВЦИОМ показал, что более половины респондентов в 2017 году отметили рост качества отечественных фильмов [2].
......... Однако, по результатам расследования издания «Проект», среди фильмов, созданных при финансовой поддержке Фонда Кино c 2012 по 2017 год, только 19 из 160 (12 %) окупились в прокате [3]. Убытки от вышедших в прокат 54 российских фильмов с января по апрель 2019 года увеличились до 3 млрд. 250 млн. рублей. По данным FRI, средняя посещаемость кинотеатров на общую численность населения в России – 1,2 раза в год. Для сравнения – среднестатистический француз ходит в кино 3,3 раза в год, американец – почти 4 [4].
Источник: cinemaplex
......... Один из основных вопросов в данном контексте: привлечение внимания зрителя к отечественному кино. Дилемма, с которой сталкивается российское кино, аналогична проблеме факторизации в математике: существует большое количество простых множителей, которые легко между собой перемножить в сложное число, но разложить сложное число обратно на простые множители намного труднее.
......... Что необходимо для привлечения зрителя: разработка критериев качества? системная реформа индустрии? возвращение жанрового кино или госзаказа?
ПАРАДОКСЫ ПРОКАТА
......... В интервью Лаборатории журналистики, Данила Кузнецов, режиссер, историк кино, лектор культурной платформы Синхронизация и РАНХиГС и автор книги «Язык кино», отмечает несколько парадоксов в современном кинопроизводстве. Он напоминает, что в СССР работали 150 тысяч киноустановок. На 2011 год в РФ уровень колеблется в районе 13 тысяч киноустановок [5]. Соответственно, сократилось и количество кинотеатров, которые в девяностые превратились в мебельные магазины и автосалоны. «По последним данным, количество кинотеатров за 2018 год составило 1893. Во Франции при вдвое меньшем населении в 2016 году было 2044 кинотеатров. При этом, не факт, что рост количества кинотеатров поможет индустрии: при средней заполняемости зала около 15 человек сложно говорить о нехватке кинозалов. Для сравнения, во Франции средняя заполняемость зала - 27 человек на сеанс», – продолжает киновед.
Источник: Аврора
......... Собственно, французская система кино, к которой, по словам Данилы Кузнецова, часто апеллируют представители Министерства культуры РФ, имеет принципиальное отличие от российской, так как спрос влияет на формирование бюджета. Финансирование происходит за счет созданного при министерстве фонда, в который кинотеатры перечисляют 10 % от стоимости проданных билетов. «Эти деньги, – объясняет киноэксперт, – перераспределяются на поддержку и зрительского, и авторского кино. Существует даже фонд поддержки иностранного кино. К тому же, средства выделяются в ограниченном количестве».
......... В России действует государственная система поддержки кино на основе грантов. При такой системе, продолжает Кузнецов, «продюсер зарабатывает в тот момент, когда ему государство выделяет деньги, до начала съемок». Интересы продюсера поэтому больше не сочетаются с интересами прокатчика, так как прокат частный. «В условиях повышенного риска, когда вероятность снять успешное зрительское кино очень мала, продюсеру лучше просто взять то, что дают, и не вкладывать дополнительные средства на продвижение фильма. Прокатчик же будет показывать в основном голливудские фильмы, которые позволят ему получить прибыль», – завершает Кузнецов.
......... Окупаемость до стадии проката, по мнению экспертов, становится отличительной чертой российского кино. К примеру, интервью с режиссером фильма «Юморист» (вышедшем весной 2019 в прокат РФ) Михаилом Идовым и продюсером картины Артемом Васильевым для издания Inc. походило скорее на консультацию по оптимизации рисков с портфельными менеджерами. Правильно продуманная экономика проекта позволила создателям достигнуть адекватного финансового результата. С одной стороны, случай с «Юмористом» – пример еще одной возможности для развития авторского независимого кино, так как фильм создавался совместно с международными продюсерскими центрами. С другой стороны, кинопроизводство, не зависящее непосредственно от предпочтений зрителя, может позволить себе обходиться без его внимания.
Режиссер фильма «Юморист» Михаил Идов и продюсер картины Артем Васильев. Источник: интервью для издания Inc. Russia
......... Для справки – идея совместного, международного производства активно поддерживается Министерством культуры РФ, которое в январе 2019 года объявило конкурс на субсидирование совместных международных проектов с миноритарным участием России [6]. В мае в Каннах площадка для международного продюсирования Producers Network рассмотрела отобранные Роскино российские проекты в рамках программы Country Spotlight on Russia [7].
В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО ЖАНРА
......... Сценарист, киновед, лектор «Синхронизации» Ламара Карчава рассматривает проблему скептицизма по отношению к отечественному прокату на фундаментальном уровне. «Принято считать, что монополия Фонда кино (ФК) уничтожает кинематограф. На самом деле наибольший вред приносит половинчатый подход», – уверен киновед. «Риторика членов ФК часто намекает на возврат советских практик, но в таком случае необходимо кинопроизводство перевести на гособеспечение, возрождать масштаб этой системы: воссоздавать все творческие объединения, восстановить все киностудии, даже вернуть студентам работу по распределению после института». На ее взгляд, в первую очередь не хватает открытого диалога с Госкино и Фондом кино. «Нет представителя, который бы просто сидел и разговаривал с журналистами», – поясняет Ламара.
......... По этой причине не идет процесс наработки жанров, который происходит в условиях мониторинга общественного мнения. «В Америке формировалась одна из самых массовых жанровых школ в мире. Уже к тридцатым годам сложилась эпоха золотого Голливуда, которая сформировала довольно широкий спектр жанровых фильмов. Укоренилась традиция крепкого жанрового кино: голливудская мелодрама, голливудская комедия, вестерн, мюзикл», – говорит Ламара. Самое интересное, с наступлением эпохи «Нового Голливуда» – контркультурного, авторского кинематографа – в лице нового поколения молодых режиссеров произошло беспрецедентное объединение американской культуры крепкого жанра и европейской новой волны.
......... «Если честно, я вижу современную проблему в том, что у нас нет хорошего, крепкого и понятного жанрового кино. Была утеряна школа того, как делать простое, понятное, хорошее кино про людей. В Японии, например, успешно развивается характерное для страны анимэ-направление и юношеская романтика», – заключает сценарист и киновед.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ
......... Возвращаясь к зрительской пассивности, режиссер Александр Хант предлагает переключиться на альтернативные ресурсы. С помощью краудфандинга он собрал полтора миллиона на исследование и подготовку для будущего фильма «Межсезонье». На его взгляд, сегодня кинотусовка занимается своего рода самодеятельностью из-за отсутствия слаженной индустрии: «Она работает, она производит кино, но в любом случае мне, допустим, как автору, чтобы создать кино, не нужно пройти сложные инстанции редактуры, которые будут выбивать из меня максимум того, что я могу дать».
......... Режиссер также видит проблему в отсутствии культуры потребления кино в России. «Мы вообще не привыкли платить за кино, — продолжает Хант. — Зачем за него платить, если я открою сейчас сайт и посмотрю любой фильм, который доступен онлайн за деньги. А если поставить блокиратор рекламы, то я даже буду в выигрыше относительно платных кинотеатров, потому что там рекламу показывают».
......... По примеру «Межсезонья», Андрей Смиреннов, режиссер и актер театра и кино, предлагает сделать кинофорумы, где мог бы принимать участие каждый, кто хочет быть услышанным и готов вкладываться в кино. «Также можно сделать сайт Фонда кино, куда ты отправляешь заявку в открытой форме, и чем больше голосов, тем более вероятно твое спонсорство», – добавляет Смиреннов.
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ ЗРИТЕЛЯ
......... Если вопросами кинопроизводства и его продвижения занимаются частные прокатчики и субсидированный государством ограниченный круг продюсерских центров, то за кинопотребление во многом отвечает кинокритика и образовательные институции.
......... «Ключевой элемент воспитания культуры потребления – кинокритика – практически отсутствует за пределами блогов и заметок «Афиши». Отсутствует поддержка таких журналов, как «Искусство Кино» и «Киноведческие записки», – уверен Данила Кузнецов. – Происходят положительные сдвиги в сторону возрождения кинокультуры в стране, обновление «Иллюзиона», кинопоказы в Третьяковской галерее. Однако воспитание кинокультуры – не приоритетная задача сегодня, и государство недостаточно вкладывается в эти инициативы». При этом, интерес к анализу кинематографа высок. Недостаток открытого диалога и влиятельной кинокритики зритель компенсирует просмотром актуальных блогов, которые собирают от 2-х до 12 миллионов просмотров.
......... По словам киноведа, кино практически не затрагивается в школе, существенно меньше отдельно выделенных курсов по изучению кино, в то время как практически во всех вузах Америки и Европы предлагают курсы по Film Studies. Как объясняет Кузнецов, одна из ключевых причин, по которой Франция поддерживает статус ведущего кинопроизводителя и кинозрителя сегодня – популяризация кинообучения для широкой публики. «Во Франции созданы публичные киноклубы, студенческие клубы при университетах. Французы фактически создали культуру потребления кино, в том числе кино серьезного». Не в пользу посещаемости кинозалов работает широкая доступность контента в сети. «Реальность такова, что найти бесплатный фильм или скачать торрент сегодня проще, чем оформить подписку на стриминговый сервис», – добавляет Ламара Карчава.
ЭФФЕКТ ЧЕРНОБЫЛЯ
......... Тем не менее, количество прибыльных картин, как отмечено в начале материала по данным «Кинодаты», растет. По словам главного редактора портала «Кинодата» Сергея Лаврова, рейтинги неуклонно растут. «Такого количества прибыльных фильмов за первые три месяца у нас не было никогда – за всю историю нашего коммерческого проката», – прокомментировал он показатели первого квартала 2019-го года. Например, «Движение Вверх» и «Т-34» побили все рекорды среди российских фильмов в прокате.
Сериал "Чернобыль" канала HBO. Источник: Unian.lite
......... Но моментом истины для отечественного кино стал сериал «Чернобыль». По словам журналиста Андрея Архангельского, впервые киносообщество по-настоящему посмотрело на себя через чужое зеркало. Рецензии о сериале давали скорее не художественную оценку, а ставили диагноз российской кинокультуре. Отправной точкой обсуждений стал вопрос «Почему не мы?».
......... Популярное кино, следуя аналогии кинокритика и историка кино Александра Шпагина, должно выступать по отношению к зрителю во взаимоотношениях врача и пациента. Чтобы снимать «Чернобыль», необходимо работать с «больными местами», говорить со зрителем не избитыми стандартами, а максимально честно. Популяризация жанра заключается в осмысленной и профессиональной работе с востребованными и сложными сюжетами, не «разбавленными» по лекалам устаревших представлений о развлекательном кино.
......... «Билли Уайлдер говорил, что зритель может по отдельности быть идиот, но когда вместе целый зал, то они гении, – отмечает Данила Кузнецов. – Есть примеры, когда фильмы проваливались в прокате, а потом становились культовыми. Но если фильм собрал кассу, то данный фильм важен, как минимум здесь и сейчас. То есть фильм тем или иным образом достучался до зрителя».
Примечания:

1 Лавров, Сергей (18/01/2018) Увеличение сборов российского кино за последние пять лет произошло за счёт увеличения количества выпущенных фильмов, портал kinodata.pro, доступно по ссылке.

2 Чунихина, Мария (08/03/2017) Типичный Российский Кинозритель. Инфографика, Аргументы и Факты, доступно по ссылке.

3 Савина, Софья (18/04/2019) Кино не для всех. Исследование о том, насколько эффективен российский патриотический кинематограф, Проект, доступно по ссылке.

4 RFI (18/09/2018) Французы больше других европейцев любят кино, FRI на русском, доступно по ссылке.

5 Бублевский, Михаил (08/02/2013) Почему увеличение количества экранов приведет к кризису кинопроката, Cinemaplex, данные Romir Movie Research, доступно по ссылке.

6 ProfiCinema (25/01/19) Минкультуры планирует поддержать совместные международные проекты, доступно по ссылке.

7 ProfiCinema (17/05/19) Фокус на Россию в программе Producers Network в Каннах, доступно по ссылке.
8.2. Амина Мусаева. ОТКРЫТЫЕ СТУДИИ: Специальный проект Лаборатории журналистики третьего сезона
......... Как провинциальный город попадает в триеровскую меланхолию и обретает черты катастрофы в картинах Елены Минаевой - читайте в новом материале Амины Мусаевой.
......... Участники третьей Лаборатории журналистики продолжают серию публикаций о проектах Винзавода.

#lookatstudios #winzavodlabs

Волжский – русское Макондо.
......... Пограничные состояния и возврат к миру, описанному как будто в первый раз, – лейтмотивы большинства работ Елены Минаевой, участницы третьего сезона Открытых Студий Винзавода. Серия работ в Студиях посвящена детству художницы, которое совпало с детством страны начала 90-х годов. Волжский – серия работ, представленных в Студиях, построены вокруг актуальных общественных процессов после распада советского проекта, преображенных в абстрактную композицию.
......... Художница в своем творчестве пытается заглянуть в сюжеты, находящиеся за пределами укоренившихся в сознании, плотно скроенных воспоминаний. В других более ранних работах Минаевой – «Сумерки» и «Призраки: дневные и ночные» – делаются попытки поймать свободные от предрассудков фрагменты «чистого сознания». Так, например, выставка 2015 года «Вектор к неизвестному» воссоздает первозданное, открытое для новых смыслов пространство.
......... Елена Минаева родилась и выросла в Волжском – индустриальном городе Волгоградской области. Созданный художницей мир родного города находится в процессе переплавки. Он словно искривляется под воздействием гравитационных волн, испускаемых сверхмассивным космическим телом, напоминая предкризисную, обреченную и одновременно торжественную атмосферу Триеровской «Меланхолии». У Триера наэлектризованная до предела природа восторженно застывает в предвкушении конца света. У Минаевой застывший во времени город, как дикий Макондо, обретает магические свойства и «расползается» в преддверии своего конца.
......... По словам художницы, ее сравнение города с умирающим животным навеяно образом библейского чудовища Левиафана и скрытых в нем противоположностей. В древней культуре это отображение амбивалентной природы зла -– двуликий Янус, бог Шива, в которых деструктивная сила граничит с созидающей. В этом смысле, картины о Волжском скорее становятся хроникой его перерождения, а не умирания. Художница, вспоминая свои поездки на Родину, замечает обратный захват природой жизненного пространства. Говорит о разрастающихся деревьях, поглощающих местные скверы и тропинки. Возникает фольклорный образ волшебного леса. Кажется, замешкаешься, не успеешь вовремя ускользнуть и окажешься под ногой у торжествующей дикой природы. Как в мистических лесах вокруг Твин Пикса, которые хранят в себе параллельные миры.
......... Собственный мир в этом наблюдении выглядит Ураборосом, пожирающим свой хвост. Он, с одной стороны, его созидает и питает, а с другой постоянно ему угрожает. Чтобы создать новое, надо разрушить старое. Для художника важно находиться в точке исследования и открывания нового пространства, нового времени и новых возможностей. Он как сталкер, который все время проводит на грани неизведанного. Не случайно для Минаевой точкой отсчета ее творческих поисков становится детство, которое совпало с крахом социальной системы и отсутствием точки опоры.
......... Художница комментирует, что момент перехода – это как складка времени, которая выбивает из автоматического существования. Время культурной и политической дезорганизации, когда надежная, как образцовое античное здание на картине, система распадается, оставляя одни фрагменты и симуляции того, что все идет по-прежнему.
......... «Мне кажется, это время, когда старые механизмы не работают, а новые еще не изобретены – очень благодатное время. Когда нет надежных надстроек, начинается поиск новой идентичности, или ее альтернативы. Это дает нам возможность сделать что-то заново», - объясняет Минаева.
......... В отличие от абстрактной живописи «Сумерек», сюжеты о Волжском еще не лишены предметности. Полу-абстрактность картин фиксирует процесс трансформации в качественно новую среду. Происходит отмирание устойчивых политических и общественных схем. «Бульон из осколков», описанный художницей – это мир после урагана, настигшего Макондо. Мир, который возможно переписать с нуля.
8.1. Амина Мусаева. ОТКРЫТЫЕ СТУДИИ: Специальный проект Лаборатории журналистики третьего сезона
......... Лаборанты третьего сезона изучают Открытые студии и публикуют результаты исследования. Амина Мусаева поговорила с художниками и Софьей Троценко, основателем Фонда поддержки современного искусства, о целях проекта, привычке к открытым дверям и посетителям.

#lookatstudios #winzavodlabs

ПОНЯТНЫЕ ПРАВИЛА
......... Открытые студии запустили 10 апреля третий сезон. Предыдущие два сезона завершались выставками «Победа над белым» и «Общий стол», наглядно продемонстрировав, что коворкинг-среда полезна для начинающих художников в той же мере, в которой она полезна для молодых стартаперов.
......... Куратор проекта и его тьютор Андрей Паршиков считает, что молодому художнику необходимо помогать реализовывать себя на арт-сцене. Открытые студии в малые сроки готовят его к презентации своих работ перед большим потоком зрителей, художниками, галеристами, экспертами и другими представителями художественного сообщества.
Фото: Елена Минаева. Серия «Волжский: город моей судьбы». Источник: Амина Мусаева
......... «Открытые Студии стали естественным продолжением проекта СТАРТ, которому сейчас 10 лет. СТАРТ дает начинающим художникам возможность первого входа. Встал вопрос – что происходит дальше? Сделав первый шаг и мелькнув на профессиональной сцене, художник теряется», – говорит основательница Фонда поддержки современного искусства Винзавод Софья Троценко. «Искусство должно представлять из себя экосистему, в которой художник развивается по понятным правилам, - продолжает Троценко. - В России такая экосистема не сформирована, есть фонды, разобщенные галереи, полтора аукциона. В рамках Студий мы собираем весь пазл для перехода на следующую ступень, чтобы художники со знанием и новыми идеями могли успешно развиваться. Открытые Студии и их образовательная составляющая – шаг к преобразованию системы, уходу от принципов копирования к самостоятельной мыслительной работе». Проект, по ее словам, был во многом вдохновлен студией Айдан Салаховой, в прошлом владелица одноименной и успешной российской галереи, и ее стремлением реформировать современное российское художественное образование.
Фото: Открытые Студии. Источник: worldpics.pro
......... Третий сезон продолжает побуждать участников к самоорганизации, предоставляя свободу в поиске собственного языка общения с публикой. По словам Троценко, в организации Студий сохраняется баланс между желанием предоставить участникам доступ к ресурсам и созданием простора для их инициативы. «В первом сезоне мы немного переборщили с организацией и после проведения опросов поняли, что необходимо вернуться к первоначальной концепции – мы не формируем для участников стратегию развития, а просим ребят определить ее для себя и донести до нас. Мы помогаем со всеми контактами и мероприятиями, но первый сигнал исходит от них», - объясняет она идею проекта.
Фото: Елена Минаева. Источник: WINZAVOD Facebook
......... Для участия в Открытых Студиях художник проводит аналитическую работу: изучает сообщество с целью понять, как оно может помочь в его дальнейшем профессиональном росте. «В первую очередь нам важна предварительная работа по самоопределению: что тебе нужно, с кем необходимо познакомиться, чтобы о тебе написали, куда попасть т.д.», - говорит Софья. «На этой основе формируется независимая профессиональная позиция. Задача Андрея (прим. ред. – куратор Андрей Паршиков) – помочь в формировании своей активной профессиональной позиции», - уточняет она.
МНЕНИЕ
......... «В 2017-м я только окончила Суриковский институт, и Открытые Студии позволили очень динамично влиться в мир современного искусства, – рассказывает художница и участница первого сезона Асмик Мелконян, выпускница мастерской Айдан Салаховой в Суриковском институте. - Я замечаю, как в институте начинают присматриваться к актуальному искусству, но при этом далеко не все приветствуют появление новых тенденций у них в мастерской». По словам Асмик, пространство Студий и лекции Андрея Паршикова побуждали к более осмысленному творчеству, к интенсивной работе и к постоянному общению с кураторами, галеристами, зрителями. «За время, проведенное в Открытых студиях, я начала сотрудничать с несколькими галереями», - говорит Асмик.
Асмик Мелконян. Источник: WINZAVOD Facebook
ЗА СТЕКЛОМ
......... Одна из особенностей проекта – возможность наблюдать за проявлениями творческого процесса, заглянуть через плечо художника в момент его работы. Каждый участник по-своему организовывает свой «творческий беспорядок», но происходит это под непрестанным взглядом посетителей.
......... В центре студий в глаза бросается изображение знакомого классического фасада с «расплавленным» центром. Автор – участница третьего сезона Елена Минаева. «Поначалу я очень переживала от осознания того, что люди видят незаконченную работу, но сейчас это просто дело привычки». Елена передает свое восприятие пограничных состояний человека, прибегая к разнообразным медиа и визуальным формам. Персональные выставки художницы уже проходили на разных арт-площадках. «Мне нравится, что резидентский формат открытых студий даёт такое продолжительное и концентрированное внимание публики».
Асмик Мелконян: Триптих ''Затерянный город или в поисках орнамента'. Источник: facebook Асмик Мелконян
......... Возможность наблюдать, что делает художник, как он это делает, вовлекает посетителей в художественный процесс. Куратор проекта помогает более прозрачно и ясно презентовать работу, правильно расставить акценты. «Андрей Паршиков проницательно и понятно артикулирует, он может разглядеть наиболее сильную сторону в работе и придать ей большую актуальность», - говорит Елена.
......... По ее словам, предстоит еще много работы по совершенствованию коммуникации, но к повышенному вниманию публики удалось привыкнуть. «Мне в начале казалось, что внимания слишком много, а теперь начинаю привыкать», - поясняет Минаева. Таким образом, Открытые Студии – в первую очередь территория, которая вынуждает молодых художников привыкать скорее к избытку, чем к недостатку внимания к себе и своим работам.
Участники первого сезона «Открытых Студий», основатель Фонда поддержки современного искусства «Винзавод» София Троценко и куратор проекта Андрей Паршиков. Источник: The Art Newspaper Russia
......... Третий сезон Открытых студий проходит с 10 апреля по 31 августа.
Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных