12.2...Алина Шагиева. План «Б»: почему музеям важны собственные источники финансирования
......... Поиск дополнительных источников дохода для государственных и частных музеев превратился в увлекательное путешествие между экспериментом и освоением, наконец, современных технологий коммуникаций и одновременно появлением новых проектов, достойно конкурирующих друг с другом.
......... «Коронакризис» серьезно повредил систему музейного бюджета, так как музеи остались без дохода от продажи билетов, экскурсий и сувенирной продукции на неопределенный срок. Особенно это ударило по крупнейшим институциям, которые, согласно отчетам за 2018–2019 года и по информации, озвученной в интервью, самостоятельно обеспечивают около половины собственного бюджета: например, Третьяковской галерее [1], Пушкинскому музею [2], Эрмитажу [5]; а также частным музеям.
......... Однако упущенная выгода означает не только потерю доходов от входных билетов, экскурсионного обслуживания, образовательной деятельности, продаж в музейном магазине и других платных услуг. Сюда стоит добавить потерю спонсорских контрактов и партнерских проектов, уменьшение объема фандрайзинга, так как кризис ударил по всем участникам экономики.
......... Доля привлеченных средств в прошлом году в бюджете Третьяковской галереи составила 21% [1]. Для Мультимедиа Арт Музея, по словам Екатерины Финогеновой, главы отдела маркетинга, PR и спонсорства, это около половины бюджета [2]. В структуре бюджета Ельцин Центра, согласно Людмиле Старостиной, руководителю отдела развития, такие поступления составляют четверть [2].
......... Спонсоры и партнёры не отказываются от своих обязательств, но, Ольга Драничкина, исполнительный директор Фонда поддержки Третьяковской галереи, и Роза Воронина, начальник управления по работе с некоммерческими организациями «Газпромбанк – управление активами», уверены, что расходы на маркетинг и благотворительность в следующем году в большинстве компаний будут серьезно скорректированы [4].
Фестиваль цифрового искусство Pixel Fest. Ельцин Центр (2020). Facebook.com/YeltsinCenter
......... В ситуации отсутствия доходов в течение нескольких месяцев и риска потери спонсорских контрактов стала особенно очевидна эффективность собственных источников финансирования — эндаументов, то есть фондов целевого капитала, которые гарантируют стабильную доходность. Европейский университет в Санкт-Петербурге одним из первых в стране создал фонд целевого капитала в 2007. По словам Аллы Самолетовой, руководителя аппарата ректора, сегодня доход от целевого капитала закрывает 10–15% годового бюджета [4]. Среди российских музеев такая практика пока только распространяется.
......... Первыми российскими музеями, учредившими фонд целевого капитала, стали Пушкинский музей и Эрмитаж. Около года назад эндаументы появились у Третьяковской галереи и Музея современного искусства Garage. Дмитрий Барсенков, заместитель директора Музея русского импрессионизма, рассказал, что их музей тоже работает над созданием фонда [2].
......... Роза Воронина ожидает третью волну создания эндаументов в связи с тем, что в «коронакризис» такие фонды показывают эффективность. По ее мнению, 60–70% спонсорской поддержки будет сокращено, и продолжать находить средства на финансирование проектов будет еще сложнее. Но для того, чтобы эндаумент помогал в такой ситуации, нужна порядочная сумма для капитализации дохода, и постоянный фандрайзинг [4].
Выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». Третьяковская галерея (2020). Facebook.com/tretyakovgallery
......... Ольга Драничкина рассказала, что эффект от эндаумента превзошел ожидания, и скоро галерея рассчитывает получить первый обещанный доход. В период простоя увеличилось количество массовых пожертвований, и это важный фактор, которого раньше не наблюдали. Она подчеркнула, что галерея будет работать над развитием небольших пожертвований, создавать комфортную финансовую инфраструктуру, рассказывать аудитории о том, почему галерея с бюджетом почти в 3 млрд рублей [1] нуждается в поддержке своих посетителей [4].
......... Необходимость объяснять посетителям важность личных небольших пожертвований поддерживает Екатерина Финогенова: «Согласно проведенному опросу, 75% аудитории МАММ составляют молодые люди, которые не готовы финансово поддерживать музей. Людям непонятно, зачем помогать успешному музею, и это нужно консолидированно доносить до аудитории» [2].
......... Безусловно, эндаументам необходимы крупные пожертвования, но компании пока только присматриваются к таким проектам. Екатерина Филатова, руководитель благотворительных программ компании «МТС», отмечает, что они пока не готовы поддерживать фонды целевого капитала из-за внутренних регламентов. Иван Копытов, директор департамента «20:21» Московской школы управления СКОЛКОВО, напротив же поделился успешным сотрудничеством с компанией «Росатом» в рамках эндаумента [4].
......... Эндаумент создает для культурных организаций ту самую «подушку безопасности» помимо субсидий от государства, позволяющую реализовывать долгосрочные планы, которые с меньшей вероятностью будут сломлены внезапными обстоятельствами. По мнению Аллы Самолетовой, для того, чтобы эндаумент начал работать, необходимо от 6 месяцев до 2 лет активного фандрайзинга [4], но доход от него будет стабильным и растущим, что позволит не быть настолько «метеозависимыми».
Монтаж выставки «Щукин. Биография коллекции». Пушкинский музей (2019). Facebook.com/theartsmuseum
......... Финансовая поддержка спонсоров, партнёров, попечителей, патронов для музеев жизненно необходима, и так было всегда. И Эрмитаж, и Русский музей, и Третьяковская галерея, и Пушкинский появились как благотворительные проекты.
......... В кризисный момент эта поддержка важна как никогда, но ирония в том, что поддержка сейчас нужна не только музею, но и благотворителям, многие из которых терпят убытки от мировой пандемии.
......... Инвестиции в долгосрочные проекты, такие как поддержка культурных институций, подчеркивают социальную ответственность бизнеса, работают на образ бренда, делают компанию причастной к успеху крупных гуманитарных проектов, дают возможность пользоваться привилегиями патронов, что, в итоге, повышает лояльность клиентов и партнеров. По словам Ивана Копытова, компания «Росатом» высоко оценила эффект от пожертвования Институту «Сколково» в 2012 году, так как «отдача от этих средств оказалась больше, чем от других инвестиций в науку» [4].
Примечания:

1 Годовой отчет Третьяковской галереи за 2019 год

2 Дискуссия «Музей и спонсоры в новой реальности — интересы, продукты, взаимная поддержка» в рамках конференции «Интермузей», 27.05.2020

3 «Диалог с Мариной Лошак» в рамках проекта «Антихрупкость» Московской школы управления СКОЛКОВО

4 Дискуссия «Эндаументы. Проверка фондов целевого капитала кризисом» в рамках конференции «Интермузей», 28.05.2020

5 Годовой отчет Эрмитажа за 2018 год
12.1...Алина Шагиева. Онлайн-спектакли: быть или не быть
......... Переход в онлайн театров напоминает эксперимент, так как уровень контента часто не подходит для демонстрации в сети, а сами форматы не вписываются в пользовательские запросы. На фоне общей беспомощности выгодно отличаются театральные проекты, созданные уже с учетом обстоятельств, вызванных пандемией.
......... Переход театров в онлайн нельзя назвать однозначно успешным. Одни отлично справляются, предлагая к просмотру спектакли в хорошем разрешении. Другие открывают доступ к низкокачественным записям, тот случай, когда лучше промолчать. Редкие театры, пытаясь подлатать бюджет, пробовали продавать билеты на трансляции архивных спектаклей.
......... Большинство традиционных театров не смогли предложить достойную онлайн-альтернативу. На фоне общей беспомощности выгодно отличаются театральные проекты, созданные уже с учетом обстоятельств, вызванных пандемией. Почти одновременно состоялись две премьеры: спектакль Союза театральных деятелей «Алло» и I don't want to see this команды импресарио Федора Елютина.
Фото с выставки Art by Telephone в Музее современного искусства в Чикаго, 1969. © MCA Chicago
О чем это?
......... Спектакль «Алло» начинается в тот момент, когда вам поступает телефонный звонок. У вас под рукой текст, и вы с актером по ту сторону провода начинаете разыгрывать спектакль. Это проект продюсера Мити Мозгового и режиссера Бориса Павловича. Выбор инструмента коммуникации сделан в пользу телефона как более ретроградного и «близкого к телу» инструмента. Пьеса написана драматургом Элиной Петровой за несколько дней.
......... ZOOM-спектакль I don't want to see this в формате тренинга для модераторов-новичков Facebook предлагает разобраться в видах запрещенного контента, например, научиться отличать порнографию от искусства, узнать почему предсмертное обращение пройдет модерацию, а видео с бездомным — нет. Спектакль — адаптированный израильский проект Лиора Залмансона и Майи Магнат, который команда собрала за двадцать дней.
Как это происходит?
......... Концепция спектакля «Алло» на деле совершенно не увлекает. Романтическая пьеса оторвана от действительности, в то время как мы пытаемся угадать, что ждет нас в будущем, нам предлагают разыграть звонок из прошлого. В итоге, раздавшийся звонок едва ли не самый интригующий момент в спектакле.
......... Глянцевый спектакль I don't want to see this завлекает музыкой, графикой, четко выстроенным кадром, чувством единения с сотней зрителей, которые тоже пришли «в театр». Но магия провокации проходит довольно быстро, возможно, разбираться в видах запрещенки дано не каждому, а, может быть, в сюжете немного смысла.
Кадр из промо-ролика спектакля I don't want to see this. © ИМПРЕСАРИО
.........Проблема, с которой равно сталкиваются обе постановки — вовлечение зрителя. В «Алло» каждую секунду происходит взаимодействие, но этого недостаточно, есть ощущение, что в пьесе почти нет триггеров для эмоционального вовлечения, и слишком мало точек соприкосновения с действительностью. Ведущие тренинга же постоянно обращаются к зрителям за мнением и «приглашают на сцену», выводя на экран отдельных людей. Несколько очков вперед старомодной пьесы Элины Петровой дает эксцентричность и злободневность проекта Елютина, но в конечном счете спектакли одинаково не вызывают чувственных переживаний.
Нам точно это нужно?
......... «Онлайн-формат стал лишь новой вариацией тенденции виртуализации театра, которая в очередной раз ставит вопросы о его границах», — считает культуролог и театровед Анна Краснослободцева. Театральный критик Вера Сердечная уверена, что такие проекты имеют все шансы стать параллельной театру формой культурной коммуникации и найти формы монетизации.
......... Впрочем, с монетизацией проблем нет, свободные слоты для участия в спектакле «Алло» вам предложат в лучшем случае через неделю, а «Импресарио» после первых показов повысил цены на 20%. Театральный критик Григорий Заславский отмечает, что те, кто оперативно сориентировались и сделали качественный продукт, точно выигрывают в деньгах. Первые результаты продаж подтверждают его слова и показывают, что у аудитории есть спрос на такие проекты.
......... Несмотря на то, что сам продюсер «Алло» не уверен насчет перспектив после окончания карантина, маркетолог в сфере культуры Дарья Ивницкая считает, что спектакли, сделанные именно для онлайна, имеют большой потенциал: «Проекты, созданные в беспрецедентных условиях, совершенно точно положат начало движению или целому направлению в искусстве».
......... Отчасти эту точку зрения поддерживает театральный критик Павел Руднев и обращает внимание на необходимость эволюции этого театрального приема, так как он по определению крайне быстро устаревает. Когда появляются новые творческие формы, они исследуют свои возможности, законы, границы. Если форма не найдет в себе ресурса для развития, то это приведет к стагнации и откату.
Спектакль-онлайн вечеринка Ксении Пещик «С днем рождения!». © Сайт фестиваля искусств «Точка доступа»
......... Текущая ситуация мощно форсировала развитие театральных проектов онлайн. Было бы неправильным ждать от первых ласточек попадания «в точку». «Живые» онлайн-спектакли множатся в геометрической прогрессии, например, «Многоэтажка» Московской школы кино, Спонтанная программа питерского фестиваля искусств «Точка доступа» собрана из такого рода проектов. Практика показывают, что интернет — не только свободная ниша для театральных проектов, но и перспективный медиум.
......... Критики единогласно утверждают, что после окончания карантина интерес к живому артисту будет гораздо выше, чем к техническим новшествам, но этот факт никак не будет препятствовать развитию виртуального театра.
......... В тексте использованы цитаты экспертов, полученные автором у экспертов во время работы над материалом.
Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных