.........Ведущий специалист страны в области интеграции современного искусства в городскую среду и общественные пространства, арт директор Музея современного искусства PERMM. До 2014 руководила паблик арт программой PERMM и направления «городская среда» Пермского центра развития дизайна ПЦРД, с 1999 по 2005 была директором Екатеринбургского филиала ГЦСИ.
.........Зачем чиновники заказывают объекты паблик-арта и интегрируют их в общественное пространство — это мода, заигрывание с креативным классом или реальный интерес в социализации современного искусства?
.........Группировка ЗИП: Скорее всего, мода и заигрывание с современностью. В регионах зачастую власть заигрывает со столичной модой и за счет этого хочет получить очки из центра. Эта проблема связана с общей централизацией власти в России: чиновники на местах не чувствуют своей самодостаточности, не обладают возможностью что-то делать, им приходится имитировать свою прогрессивность, и часто они не понимают даже зачем.
.........Роман Сакин: Для меня современный российский чиновник абсолютно отрицательный персонаж. Не знаю, какие они на самом деле, так как напрямую я никогда не сотрудничал с ними (за исключением одного раза, который закончился ничем), а сужу только по слухам и народным историям и рассказам Салтыкова-Щедрина. Поэтому я думаю, что они заказывают паблик-арт с двумя целями, украсть побольше денег и казаться себе современными, прогрессивными.
.........Наиля Аллахвердиева: Цель достаточно понятная, если мы говорим о современном искусстве и дизайне — улучшить качество городской среды, сделать ее более привлекательной, более современной, более комфортной. Кроме того паблик-арт проекты это всегда новые достопримечательности и это в дополнительный бонус города для туристов и гостей города. Безусловно, это новое веяние для России, но набирающее обороты, можно сказать что это новый тренд городского развития. В мире паблик-арт проекты появляются с 60-х годов прошлого века, как способ популяризации современного искусства и преодоления его элитарности и одновременно маргинальности. У нас паблик-арт связан с проблемами благоустройства в первую очередь и уже потом с проблемами современного искусства.
.........Есть ли в России художники, способные интегрировать современное искусство в общественное пространство ? Если да то, кто они?
.........Группировка ЗИП: Таких художников много и в каждом городе есть свои герои. Где-то они интегрируют свои работы нелегально или договариваются с владельцами пространств как в Нижнем Новгороде или как в Екатеринбурге Тимофей Радя уже сотрудничает с биеннале или частными спонсорами и устанавливает свои работы масштабно и легально. Но все равно подпольную деятельность все практикуют, без нее не как.
.........Роман Сакин: Подозреваю, что любой современный художник способен и готов интегрировать современное искусство в общественное пространство, стоит только предложить.
.........Наиля Аллахвердиева: У вас в Краснодаре живет Валерий Казас, у которого миллион идей и много реализованных проектов для городской среды. Ему, мне кажется, можно доверить город, он понимает, как с ним разговаривать. Мне очень нравится то, что делает Николай Полисский, патриарх монументальных ландшафтных инсталляций. В Перми прогремел художник из Петербурга — Андрей Люблинский, и все, что он делает для городской среды, талантливо, нестандартно, ярко и легко реализуемо. На самом деле — главная проблема русских художников — отсутствие опыта работы с городом, все же вырастали в маленьких галереях, сложно сразу переходить в масштаб. Сейчас мы только входим в эту историю, поэтому новые художники будут появляться и количество проектов для городской среды будет расти.