......... Большинство теоретиков искусства сходятся на том, что перформанс — это концептуальное высказывание, заключенное в художественную форму. Для него обязательно место, время, художник и зритель. Как и любое другое произведение концептуального искусства, перформанс — это манифест, который можно было бы выразить словесно, но для усиления эффекта и чтобы яснее передать критически важную для творца информацию, художник выбирает подобную форму. Но как художнику доказать, что его идея заслуживает внимания, если в информационном поле постоянно крутится множество тем и смыслов? В этот момент, как обычно, встает вопрос о форме и содержании. Вероятно, одна из целей художника – трансляция идеи, но как ее передать, если зритель может застрять на стадии формы и до концепции не дойти? Выходит, что для передачи важной для художника информации, зрителя в первую очень должно что-то «зацепить», чтобы он перестал бегать глазами по бесконечным идеям и остановился на чем-то одном. Как мне видится, это и есть форма, то есть визуальный эквивалент высказывания. Художник, занимающийся перформансом, не может пренебрегать формой ровно так же, как писатель не может быть безразличен к названию своей книги, ведь если оно не «цепляет», то читатель книгу не купит и теоретически не дойдет до самого текста. Все — операция провалена. Здесь, конечно, можно сказать о том, что у некоторых писателей не стоит цели донести свои мысли до как можно большего количества читателей, и пишут они для себя, но, на мой взгляд, художник, занимающийся перформансом, не может работать для себя, поскольку этот факт отрицает саму мотивацию занятия перформативными практиками. В противном случае, художник бы выбрал иной вид визуальных искусств. Таким образом, мы приходим к тому, что для трансляции художником идеи своего произведения, зритель первоначально должен попасть в капкан. Тут-то можно вернуться к поставленному Романом вопросу о легальности необъявленного перформанса. Предлагаю рассмотреть эту концепцию на примере перформанса Павла Альтхамера «Script Outline», который впервые был показан в 2000-е на третьей Манифесте (биеннале современного искусства, которая раз в два года меняет столицу проведения) в Словении. Смысл заключался в том, что на протяжении 30 дней актеры, которые выглядели как обычные горожане, появлялись в одном и том же месте в центре Любляны. Старик с тросточкой, кормящий голубей, молодой человек в ожидании любимой, роллер в желтой майке, катающийся по площади – все эти персонажи вживались в городское пространство и появлялись в тех же декорациях ежедневно. Для того чтобы распознать здесь перформанс, нужно было прийти на следующий день и увидеть, как все это повторяется вновь. Смею предположить, что наблюдательного прохожего, который мог бы жить где-то неподалеку и ходить каждый день на работу этим путем, подобное не смогло бы оставить равнодушным. На второй день он бы подумал, что это совпадение, на пятый – что что-то здесь не так, на десятый – стал бы опасаться, а потом рассказал об этом друзьям, от которых он бы и узнал, что это перформанс, имеющий определенную смысловую нагрузку. В случае с перформансом Альтхамера она заключалась в первооткрытии нонспектакулярного перформанса как такового и объясняла, что перформанс может принимать различные формы и быть незаметным. Можно ли считать, что в данном случае цель художника выполнена и та художественная форма, которую он выбрал, донесла определенный смысл? Едва ли, поскольку концепцию донесла не форма произведения, а сторонний источник, который и дал подсказку.