7.3...Анастасия Околита. Николай Смирнов: «Практически никто из художников не обращает внимания на то, что их окружает»
.........#проектСтарт #винзавод #куратор #НиколайСмирнов #интервью
......... Художник с географическим бэкграундом Николай Смирнов — один из четырёх кураторов юбилейного сезона проекта СТАРТ, в котором молодые художники заявляют о себе с помощью персональных выставок в Центре современного искусства ВИНЗАВОД — рассказывает, почему не уехал в тундру, об акцияx радикальных художников, попытках государства дать определение современному искусству, кураторских предпочтениях и миссии в проекте СТАРТ.
Николай Смирнов на выставке «Метагеография» в рамках фестиваля «Чернозем»
Фото: https://riavrn.ru/photo/culture/5614/

......... У меня все началось с краеведческого кружка еще во время обучения в школе в городе Рыбинске. Во время экспедиций с художественно-историко-географическим наполнением мы занимались исследованиями деревень, расчисткой архитектуры, сбором предметов для краеведческого музея и при этом зарисовывали объекты своего изучения. На основе материалов готовили доклады на конференциях. В МГУ я занимался гуманитарной географией, не предполагавшей изучение ледников в тундре или видового состава тайги, хотя в обязательной программе было и это. В определенный момент цельный гештальт истории, географии и искусства распался, и на геофаке соединять его далее не получалось. Занятие искусством перевешивало. По окончании специалитета я пошел получать классическое художественное образование в Суриковку (Московский художественный институт имени В. И. Сурикова — прим.), а потом — учиться современному искусству: в Свободные Мастерские и в Родченко (Московскую школу фотографии и мультимедиа имени Родченко — прим.). Оказалось, географический бэкграунд можно хорошо актуализировать на поле современного искусства и, тем самым, соединить разные части своей жизни и ощутить цельность.
.........Благодаря научному бэкграунду у вас получаются проекты на стыке науки и искусства, как, например, в выставке «Метагеография». Вы дальше планируете сотрудничать с учеными?
.........Для двух выставок, которые я планирую провести на «Старте», я с удовольствием попробую привлечь экспертов из поля географии, социологии и других общественных наук.
.........А какие преимущества у них в сравнении с художниками?
.........Я просмотрел пул заявок «Старта» — там около 3 тысяч — и выделил общую проблему — практически никто из художников не обращает внимания на то, что их окружает. Очень много «высокодуховных» тем, заявок из разряда «я покажу вам другой мир!», каких-то визионерских, но в этом визионерстве нет, как правило, никакой глубины. В итоге все заявки становятся похожими друг на друга, банальными. Очень мало конкретики. Есть дискурс пространственно-онтологический, философский, очень отвлеченный — но это один из дискурсов, в которых возможно рассуждение о пространстве. В основном пространство пронизано социальными и политическими явлениями, проявляется в конкретных событиях. В этом смысле, исследователи могут зацепить конкретное явление, интересное для зрителей.

.........То есть, с вашей точки зрения, художник неотделим от среды, в которой живет?
.........Однозначно, да.
.........Тогда политические художники попадают в ваше определение художника. Как насчет Петра Павленского и его акции с поджогом двери ФСБ на Лубянке или Pussy Riot?
.........Pussy Riot — художницы. И их танец в храме — уже история. За Павленского подписывал письмо (против уголовного преследования за акцию «Угроза» — прим.). В его парижской акции, несмотря на ее критику, я вижу последовательность: в России власть силовая (ФСБ), поэтому он находит точку власти и поджигает дверь, а попадая в капиталистический Западный мир, (во Францию) он поджигает банк.

Пётр Павленский во время поджога банковской двери в Париже, октябрь 2017 года
Фото: AP Photo / Capucine Henry

.........Современное искусство — дискуссионный термин: нет четких критериев для его описания. Как вы для себя определяете современное искусство?
.........Сейчас есть попытки прописать на государственном уровне, что есть современное искусство. В прошлогоднем документе Министерства культуры сказано, что любой художник, который живет сегодня и творит — современный художник. Это редуцированная формулировка, с которой я не согласен. Я не смогу дать четкое определение современному искусству, как для учебника, но мой опыт говорит о том, что этому необходимо специально учиться.
.........У вас есть образование Школы Родченко, которая уделяет особое внимание мультимедиа жанрам в современном искусстве. Какие медиа вас, как куратора, привлекают более всего?
.........Да, я учился в мастерской новых медиа Шульгина и Чернышева. Выбрал эту мастерскую, с одной стороны, она показалась мне наиболее концептуальной, с другой — была для меня самой малоизвестной. Так я погрузился в сферу новых медиа — нет-арта, медиа-арта. Но у меня совершенно нет медиум-специфичности, ни в художественной практике, ни в кураторской: нет такого, что я люблю новые медиа или старые. Я просто смотрю на нарративную внутреннюю составляющую, которая может быть выражена с помощью новых медиа, а может — с помощью рисунка или, вообще, песни. Я в принципе в медиальном плане ищу любые работы.
.........Какова ваша роль в проекте «Старт»? Есть ли какая-то миссия?
.........Возможно, миссия очень сильно урезана решением взять четырех кураторов вместо одного. Мне кажется это решение сомнительным особенно в отношении каждого из нас в отдельности, таким образом, высказывание каждого куратора сильно дробится: за две выставки очень сложно сделать высказывание и невозможно показать динамику. Сейчас важно внимательно просмотреть весь архив и, если не найду материала, попадающего в мое видение, начну искать на стороне. Из-за того, что выставок всего две, кураторы не имеют права на ошибку — для зрителя 4 куратора и их выставки могут быть неотличимы, понимаете? Чтобы выделиться на общем фоне, я как географ должен сделать проект, который будет ассоциироваться именно со мной и будет в логике моего предыдущего пути. Миссия в том, чтобы сделать максимально характерное для себя высказывание.

7.2...Анастасия Околита. Чек-лист: 7 арт-объектов выставки «Ведутся революционные работы» для индивидуального контакта
.........#биеннале, #современное, #искусство, #ведутсяреволюционныеработы, #инсталляция, #перформанс, #звуковаяинсталляция, #видеоарт
.........В ММОМА на Гоголевском бульваре, где почти два столетия назад собирались декабристы, проходит экспозиция арт-революционеров 21 века — участников стратегического проекта «Ведутся революционные работы» в рамках 6-й международной биеннале молодого искусства в Москве. Под руководством куратора Барбары Куэто художники со всего мира — из Европы, Азии, Северной Америки и Австралии — поднялись на виртуальные баррикады. Контроль в digital - пространстве стал идеальным полем для спекуляций на бесконечной теме революции, а цифровое искусство — наиболее очевидным медиумом для борьбы с механизмами ограничения и манипуляции в интернете. Рассказываем о работах стратегического проекта, от видео-арта до звуковой инсталляции, которые идеально подходят для индивидуального контакта.
.........Инсталляция и фотодокументация перформанса «Чтение при помощи одной руки»

.........Экспозиция на первом этаже начинается с проекта Дороты Гаведа (Польша) и Эгле Кульбокайте (Литва), дуэта художницы и писательницы. На выставке представлена инсталляция художниц — конструкция из белого кафеля, покрытая песком — и фотодокументация их перформанса «YGRG 14X: чтение при помощи одной руки». Перформанс Эгле и Дороты про границу интимного и общественного: в домашних халатах и под пристальным наблюдением они лежат и всячески извиваются в комнате, усыпанном песком. Принимая неудобные позы, перформеры вслух читают с мобильных устройств, при этом фотографируя себя и транслируя все происходящие в Instagram. Домашний халат, белый кафель, ассоциирующийся с ванной комнатой, процесс чтения —символы интимного. По замыслу художниц, оно становится общественным, когда попадает в социальные сети.

Перформанс Эгле Кульбокайте и Дороты Гаведа «Чтение при помощи одной руки"
......... Звуковая инсталляция «Бестелесная дружба»

......... На первом этаже музея один из залов пустой, в центре — две колонки и подсвеченная ширма, разрисованной графическими значками. Это голландская художница и феминистка Пюк Фонг говорит о «Бестелесной дружбе». В основе саунд-инсталляции лежит пьеса художницы — диалог генераторов женских голосов Siri и Google translate, которые обмениваются наиболее популярными запросами в каждой из этих систем. По пьесе, Siri считает, что её предназначение — выполнять указания других. Она не говорит о себе и, по замыслу художницы, не имеет такой свободы самовыражения как Google translate, который может говорить все, что набирает в переводчике человек. Но по ходу развития пьесы становится ясно: и Siri, и Google translate мечтают вырваться из оков цифровой среды и стать людьми. Работа Пюк Фонг — изображение неявных форм контроля над телом и голосом и последствий использования женских голосов в предположительно нейтральном виртуальном пространстве.

Зал Пюк Фонг в ММОМА
........ Инсталляция «Виртуальные наблюдатели»

.........
На первом этаже музея в последнем зале расположилась инсталляция Джоаны Мой из Испании, которая называется «Виртуальные наблюдатели» и представляет собой фото-коллаж. Проект появился в результате осмысления американской государственной программы RedServants. В рамках программы работала платформа, на которой в режиме реального времени транслировались видео с 200 камер наблюдения, расположенных на границе США и Мексики. Сайт позволял пользователям анонимно сообщать о подозрительных происшествиях на границе, что должно было существенно снизить преступность и предотвратить нелегальную эмиграцию в США. RedServants начала работать в США в 2008 году, а в 2012 году программу признали неэффективной и закрыли.
.........Инсталляция, основанная на диалогах участников RedServants в Facebook, знакомит посетителей выставки с отрывками видео с камер видеонаблюдения и обсуждениями участников программы. Так художница осмысляет проблему массовой слежки и отсутствия конфиденциальности данных. Интерактивную онлайн-версию проекта можно посмотреть, перейдя по ссылке.

Инсталляция Джоаны Мой «Виртуальные наблюдатели». Фото с сайта:
https://exposingtheinvisible.org/resources/the-virtual-watchers
.........Видео-арт «Искренне жаль»

.........На втором этаже ММОМА расположился видео-арт француженки Табиты Розер про колониализм и его последствия. «Западный мир — губернатор и руководитель всей вселенной» — с этой фразы начинается видео «Искренне жаль». Видео, в котором Западный мир (в лице колониальных стран) извиняется перед темнокожей женщиной: приносит виртуальные извинения за рабство, сегрегацию и апартеид — расовое разграничение, основанное на превосходстве белого населения — эксплуатацию и геноцид темнокожего населения, а также капиталистическое наследие и интернет-навязывание стандартов красоты. На экране появляются смс-переписка темнокожей женщины с подругой — она не понимает цель звонка и стремится завершить разговор как можно скорее, но не может. Название видео «Искренне жаль» говорит само за себя: извинения не приносят пользы пострадавшим народам и являются ширмой, за которой продолжает разворачиваться политика угнетения.

.........Инсталляция «Бесплатные тексты»

.........Стратегический проект «Ведутся революционные работы» — не просто собрание работ художников, а живое действие. Среди интерактивных проектов — «Бесплатные тексты» Стефани Сайджуко. Художница использует работы философов XX века, связанных с гендерными, расовыми, оппозиционными и другими вопросами, расположив их на доске объявлений. «Бесплатные тексты» выносят знания из виртуального мира в реальный: каждый посетитель выставки может сорвать листок с гиперссылкой и прочесть текст и таким образом присоединиться к ментальному революционному движению.

Инсталляция «Бесплатные тексты» Стефани Сайджуко
.........Проект HyperReadings

.........
Проект HyperReadings, как и «Бесплатные тексты», активно развивает диалог со зрителем. Он более масштабный и состоит из инсталляции, открытого программного обеспечения и публичной программы.
.........Сайт HyperReadings, разработанный австралийскими художниками и программистами Шоном Докреи и Бенджамином Форстером, — общедоступный архив текстов, из которых можно формировать собственные списки для чтения и делиться ими. Особенность HyperReadings в том, что архивы платформы доступны в офлайн-режиме и разрешают передачу файлов с помощью USB. Таким образом, авторы пытаются преодолеть цифровой разрыв между развитыми и развивающимися странами (по данным ООН Global Broadband Progress, половина населения Земли до сих пор не имеют доступа к интернету), а также борются с монополией транснациональных корпораций, таких как Google, в сфере распространения знаний.
.........Юлия Бавика примкнула к объединению художников и перенесла HyperReadings из цифрового в физическое пространство: обустроила зону на втором этаже музея, где каждый может создать свой список для чтения и поделиться им, распечатав и прикрепив его на специальную доску, организовать свою ридинг-группу, предложить тему для обсуждения, задать формат и даже стать ведущим дискуссии.

Инсталляция HyperReadings Юлии Бавика
.........Сайт-паразит Cosmos Carl

.........
Среди работ-участников биеннале есть проект, доступный только режиме онлайн — веб-сайт CosmosCarl.co.uk, разработанный Фредериком Писсуйзом (Нидерланды) и Саемундуром Тор Хельгасоном (Исландия). Cosmos Carl олицетворяет новый подход к распространению цифрового искусства: собирает гиперссылки на арт-проекты, размещенные на коммерческих платформах в сети, и таким образом концентрирует работы художников на одной платформе. Миссия проекта — сделать сетевое искусство более доступным — реализуется так: нажав на гиперссылку, пользователь видит фактическое произведение искусства — в виде архива, трансляции в прямом эфире, скачиваемое или доступное через открытое программное обеспечение — а не его документацию.
Онлайн-проект художников Базеля Аббаса и Руана Абу-Рахме.
Фото с сайта CosmosCarl.co.uk

Онлайн-проект организации Art+Feminism. Фото с сайта CosmosCarl.co.uk
7.1...Анастасия Околита.«Классное собрание» Школы Родченко
......... 8 июня в ЦСИ Винзавод стартовал проект, поддерживающий образовательные инициативы в сфере современного искусства, Винзавод.Open. Школа Родченко, более десяти лет обучающая мультимеда жанрам в современном искусстве, представила на выставке проект «Классное собрание» — сборник персональных и групповых проектов, которые студенты ШР делали в течение года. Всего собрано более 100 работ учащихся Школы.
.........Пространство выставки условно разделено на классы, в которых представлен результат работы мастерских «Непосредственная фотография» (Игорь Мухин), «Проектная фотография» (Влад Ефимов), «Видеоарт» (Кирилл Преображенский, Дмитрий Венков), «Интерактивные, коммуникационные и смешанные медиа, медиа-инсталляция, медиа-перформанс, саунд-арт» (Аристарх Чернышев, Алексей Шульгин), «Документальная фотография» (Валерий Нистратов), «Фотография, скульптура, видео» (Сергей Братков), «Ручная печать в лаборатории» (Людмила Зинченко), «Художественные тактики и стратегии. Современная фотография» (Кирилл Савченков), «Лаборатория звука» (Андрей Смирнов).
.........Первой зрителя встречает инсталляция — пункт досмотра в транснациональном аэропорту. Инсталляция «Меланхолия атома. Аэропорт» Василия Сумина изображает металлическую раму для досмотра, на которой мелькают флаги государств, сливаясь в один транснациональный флаг. Перформативное действие сопровождается едва различимыми звуками исторических и онтологических фактов. «При прохождении этого пункта досмотра, вы проникаете в пространство, которое существует по другой логике, не линейной», — комментирует Василий Сумин. Этот пролог задает настроение для экспозиции — хаотичной. Далее каждый сам определяет порядок знакомства с произведениями.

Меланхолия атома
Денис Строев/ База
Мария Королева/ База
........Объединяющего принципа для работы всех участников нет. Технически школа Родченко на высоте — практика важная отличительная особенность образования в ШР. Школа регулярно проводит внутренние групповые и персональные выставки студентов и не ограничивает своих учащихся в выборе инструмента, медиума: даже первые группы, набранные как фотографические, при выпуске из Школы могли защищать видео и интерактивные проекты. Техническая база Школы позволяет студентам творить в жанрах фотографии и мультимедиа, создавать инсталляцию и скульптуру, экспериментировать с видео и звуком.
........Инсталляции и скульптуры сделаны из вещей, которые в повседневной жизни не привлекают внимания. Трубы, проволоки, картон, глина, бытовые предметы стали материалом для арт-работ. Такой подход к форме на первый взгляд сравним с практиками другой образовательной институции в сфере современного искусства — института БАЗА, чья выставка проходит по соседству. Куратор Анатолий Осмоловски объединил работы студентов названием «Странное, потерянное, неувиденное, бесполезное» — работы из самых разных материалов, от пластмассы и резины до грязных тряпок. Школа Родченко к этому изобилию материалов добавляет новые медиа. Студенты показали результаты работы с палитрой технологий: от фотографии, видеосъемки и работы со звуком, до 3D-моделирования и анимации. Одним из примеров масштабного подхода является инсталляция «Подвешенное состояние» из мастерской Шульгина и Чернышева. Студенты направления осмыслили тему взаимодействия искусства и капитализма, а также личности и социально-экономического класса и презентовали итог размышлений — пространство, похожее на съемную квартиру, обжитую неопределенным персонажем.

Подвешенное состояние
........К жанру фотографии студенты ШР находят разные подходы. Курс «Непосредственная фотография» во главе куратором Игорем Мухиным показал проект «Легко ли быть молодым?». Авторы исследовали специфику документальной фотографии и запечатлели разнообразную жизнь современной молодежи: рынок перепродажи эксклюзивных кроссовок, концерты и фестивали, вредные привычки и предвыборные страсти на московских улицах.
........Студенты лаборатории ручной печати под руководством Людмилы Зинченко создали проекты в традиционной технике, проявляя фотографические снимки вручную. Студентка курса Екатерина Пряничникова, например, напечатала небольшие негативы на высушенных опавших листьях и старой древесной коре. А художница и сокуратор Мария Молокова сняла видео с постоянно повторяющимся процессом проявления на бумаге.

Ручная печать, Екатерина Пряничникова
Миллениалы, Ксения Цикунова
Саида Саттарова/ База
........На «Классном собрании» представлена серия Nude Study Софии Панкевич, которая вошла в шорт-лист премии Dior Photo Award for Young Talents. Девушка по-новому взглянула на красоту человеческого тела при помощи техники ручной печати.
Nude Study 1/ София Панкевич
Nude Study 2/ София Панкевич
........Темы, волнующие молодых художников, разнообразны так же, как и техники, в которых работают учащиеся и выпускники мастерских. Технически Школа Родченко обгоняет другие образовательные институции, а учащиеся отдают безусловное предпочтение эстетическому осмыслению новых медиа. Успейте увидеть до 8 июля панораму творчества молодых художников!

Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных