2.1...Виктория Васильева. Премия Кандинского: кто, куда, как, а главное зачем в современном российском искусстве
......... Выставка номинантов на Премию Кандинского, вручаемая с 2007 года, проходит в Московском музее современного искусства и показывает все разнообразие мнений, которое складывается в хаотичный хор, где документ из прошлого — главный источник вдохновения.
......... У премии задача понятная: поддерживать и развивать актуальные явления в российском художественном процессе, экспозиция разделена на номинации «Проект года», «Научная работа. История и теория современного искусства» и «Молодой художник. Проект года» и, не смотря на различие, во всех номинациях художники за редким исключением смотрят скорее в прошлое, чем вокруг или в будущее.
Евгений Антуфьев. «Когда искусство становится частью ландшафта»
НЕ ТОЛЬКО ПРО ТЕБЯ
.........На выставку зритель попадает еще до входа в музей, из-за работы «Проект года» московской художницы Ирины Кориной «Не только про тебя». Инсталляция была частью масштабного проекта «Прощание с вечной молодостью», проходившего в юбилейный 2017 год Винзавода на территории центра. Объекты Кориной создали еще один уровень визуального на Винзаводе, имитируя органические объекты из неорганических материалов: гнездо, водопад, скалы и пр. Вход в музей перетекает в огромную надувную скалу, создающую альтернативный пейзаж-декорацию для выдуманных миров.
Ирина Корина «Не только про тебя»
......... Второй проект из «Прощания с вечной молодостью», попавший в ту же номинацию, уже внутри и уже про сообщающиеся сосуды — видео «Гимны Московии» Дмитрия Венкова. Привычный мегаполис на экране он превращает в застывшую утопию, покинутую людьми. Теперь урбанистическая Фата-моргана проплывает на фоне облаков, как Небесный замок Лапута у Хаяо Миядзаки или фантастические проекты летающих городов Георгия Крутикова конца 1920-х. Привычный ландшафт перевернулся, и низ стал верхом, а верх низом: победил мир абсурда. Небесное действо разыгрывается под звуки скрещенных и мутировавших советского и российского гимнов.
......... Прошлое как постоянное настоящее — главная тема Хаима Сокола, его работа представлена также в номинации «Проект года». Воскрешая образы прошлого на примере историй рабочих бывшей бумажной фабрики, а сегодня Центра творческих индустрий «Фабрика», Сокол всех отправляет в путешествие с билетом в один конец. По соседству с ностальгией бумажной фабрики — видеодокументация уличной инсталляции акциониста из Екатеринбурга Тимофея Ради. Его работа претендует на «Молодого художника» и предупреждает «Все это не сон». Изначально она выполнена в заброшенном лесопарке в Нижегородской области. Травма покинутости неудавшимся демиургом своего творения в этой части выставки звучит наиболее громко. Ведь прошлое оказывается болезненным наследством, говорящим о ненужности и тщетности человеческих усилий.
Дмитрий Венков «Гимны Московии»
ПО ВОЛНАМ НАШЕЙ ПАМЯТИ
......... В прошлое с интересом пытаются посмотреть большинство номинантов, но видят в этой впадине они разное. Мультимедиа-работа московского художника Дмитрия Морозова(::vtol::) проникает в заброшенную Кольскую сверхглубокую скважину.
......... У других претендентов номинации «Молодой художник» прошлое и его искажение практически в каждой работе — медиархеология Альбины Мохряковой; инсталляция на основе документов гостиницы в Ульяновске 1970 года у Кирилла Глущенко, или диалоги с московским концептуализмом Яна Гинзбурга. Последний обращается к классику Илье Кабакову, размышляя на тему инсталляции как жанра. Есть работы, предлагающие зрителю не линзы телескопа в прошлое, а увеличение микроскопа. Так поступает пермская художница Ася Маракулина. Создавая тонкую графику/вышивку, она выстраивает свой личный внутренний «ландшафт переживаний». Сюда можно отнести мир на кончике пинцета Микро-арт-группы «Город Устинов». Любопытно, что сама инсталляция сделана в форме «с» из офтальмологической таблицы Сивцева. Своеобразный намек, что посетитель должен откалибровать свое зрение и внимание для новых миров.
Микро-арт-группа «Город Устинов».«Частицы»
......... Характерная особенность работ номинантов в «Проекте года» — тяга к исследованию и многосоставным выставочным историям характерна и для остальных участников, например, Павел Отдельнов еще с выставки Промзона проводит исследование, начавшееся в его родном городе Дзержинске и продолжившееся уже по всей карте страны.
......... Подобный лейтмотив прослеживается и в проекте Александра Морозова, восстанавливающего по фонетическим записям звучание акчимского диалекта Пермского края. Глущенко Кирилл в номинации «Молодой художник», набирая материал для своей работы, жил непосредственно в центральном образе его художественного высказывания — гостинице «Венец». Параллельно он работал с архивами, общался с сотрудниками.
Хаим Сокол «Бумажная память»
......... Некоторые художники отметились сразу двумя проектами: Евгений Антуфьев (смог попасть сразу в номинации «Проект года», «Молодой художник») и Таус Махачева (представила целых три произведения в номинации «Проект года»). Название всей выставки это и название масштабного проекта в трех актах: «Когда искусство становится частью ландшафта» Евгения Антуфьева. Объясняют такие странности издержками премии. В 2019 ее экспертный состав расширился по сравнению с предыдущими годами, и она показана в стенах музея. По данным премии, выбирали из 636 соискателей, в лонг-лист попали 31 и в шорт-лист по итогу девять работ (доступно по ссылке).
......... Выставка номинантов премии Кандинского про актуальное искусство, но несмотря на разнообразие представленных художников, взглядов, жанров всех объединило прошлое и используемый метод – исследование. Подобно ученым, герои выставки препарируют, анализируют и сравнивают, чтобы из пластов времени на свет появились их образы-мифологемы.
......... Выставка продлится до 13 ноября
Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных