...... Мнение эксперта: Егор Софронов. Реальная абстракция психоанализа: о «2016–19» Александры Сухаревой

Александра Сухарева, «2016–19», 2019. Вид выставки. Источник: OSNOVA
......... «2016–19» Александры Сухаревой — персональная выставка художницы, впервые последовательно представляющая ее холсты, в новой серии, чей метод, сочетающий крупномасштабную живописную абстракцию с логикой фотографии и, шире, индекса, восходит еще к концу 2000-х. Если не ошибаюсь, Сухарева не показывала в Москве своих работ на холстах с осени 2011-го года. По оказии выставки в коммерческой галерее они развиты в новую серию, очевидно — в лаконичном названии выставки из числительных — отражающую результат трудов последних трех лет.
......... Ключевое в холстах Сухаревой — отрицательность, позволенная использованием не пигмента, а хлора, то есть отбеливающего вещества, вымывающего естественный окрас ткани, а не добавляющего ему. Она даже не кладет грунт, а в квазиалхимических условиях своей мастерской изымает из поверхности, создавая негативные отпечатки контуров, — почти как фотограммы. Хлор, эта негативная субстанция, позволяет вводить остаточные элементы и каркасы фигурации при сохранении в целом абстракции как иконографического prima facie и даже принципа производства и хода мысли, которые воспринимают и стремятся длить модернизм и его иконоборческое изъятие господствовавшей испокон веков предустановки, отождествлявшей нанесение краски на поверхность с сущностью художественного производства как такового. Немаловажна также токсичность данной субстанции, отсылающая к ядам Первой мировой, периоду расцвета исторического авангарда. В более известных сериях зеркал и стекол Сухаревой также задействуется отравляющая смесь для заливки амальгам, чье распространение исторически одновременно господству антропоцентрического самоотражения и зарождению буржуазной индивидуальности, обоснованных на разрушающем экологическую среду производстве, на отравлении и самоотравлении токсическим насилием.
Александра Сухарева, «2016–19», 2019. Вид выставки. Источник: OSNOVA
......... В новой серии художница расширила палитру: внедрив коллаж, приклеивая куски холста, имеющих контуры протрузий, часто фаллических, фоторепродукции, а также сочетая холсты с собственными детскими рисунками, но самое главное — оформила их целокупность в медиум художественной инсталляции, обыгрывающей музеологические конвенции и складывающейся в аллегорическое повествование. Отсюда, во-первых, каталожные цифры, 1, 1.1, 2 и т. д. — вроде того, как в альбомах подписывают «рис. 1» — напечатанные огромно оракалом на полу рядом с той или иной работой и служащие для навигации, соответствие которой дано в легенде на распечатке с титулами и датировкой работ (которая сама читается как поэтический коллаж). Во-вторых, гипертрофированно чистый белый цвет стен и пола, тональность которого переходит уже от белокубной нейтральности в сторону дымчатой онейричности, отдающей молочной сероватостью. В-третьих, сочетание работ и их внутренние взаимоотношения вписаны в повествование, отсылающее одновременно к автобиографии, к вопросам этики отношений с другим, к психоанализу.
......... Этому служит корреляция детских рисунков с двумя крупными холстами: «Объект над соседским домом», 2017, берет очертания из детского рисунка, напоминающие цветок с лепестками, расширяет его на три метра и прочерчивает вертикальными апликациями. «Коралл во рту», 2016, превращает детский самоанализ («Была ли это только я в 1988 году?») в эротически заряженную конфигурацию линий, полную матиссовского удовольствия и изящности парижской школы, которые даны, правда, лишь в серой гамме отстраненной холодности или недоверчивого припоминания. Эти линии, созданные, по утверждению автора, без эскиза, как и автоматическое письмо в сюрреализме, или принцип свободных ассоциаций в анализе, апоретически подвешены между немотивированной случайностью и обусловленностью, следом, предзаписанным и предзаданным, стирающим самого себя и повторяющим свою итерацию — как различание. В тексте для выставки Сухарева цитирует также «энграмму», понятие из мысли belle epoque, в которой пытались обнаружить инскрипции межпоколенческой памяти и телепатического сообщения между субъектами — аллегорическое мышление, в которой образ египетского иероглифа сообщал другого.
......... Психоаналитическая референция, чтобы не оставалось сомнений в ее настойчивости, подтверждена в основанных на фоторепродукциях работах «Портрет (комната для консультаций Анны Фрейд)», 2016, «Комната с большим окном (обеденная комната семьи Фрейда с видом на Берггассе)», 2016, «Толерантность (гостиная с видом на Берггассе в мае 1938)», 2019. Последняя работа вынесена во внешнее окно галереи, словно овнешнение Id, но и как его первостепенная роль в значении (в том числе искусства).
Александра Сухарева, «2016–19», 2019. Вид выставки. Источник: OSNOVA
......... В сопроводительном тексте художница говорит о дистанции как способе художественного производства и как метафоре межсубъективных отношений, Отдаление, интервал, невольная изоляция, единичность — становящиеся у Сухаревой смыслообразующими словами, в том числе в производстве искусства — являются и личным выбором сингулярного автора, достигшей полноты высококультурной субъективации; и метафорами атомизации в капиталистическом обществе, психическими регистрациями его травмирующих способов социализации. Сухарева, когда развивала серию этих холстов, не клала никакого грунта, затем кисть заменила на валик, потом на пульверизатор — тактильная неопосредованность в отношениях художницы с изобразительной поверхностью и ее полнотой были последовательно устранены и опосредованы во все возрастающей дистанции.
......... Мне видятся связанными поэтика утонченного искусства, претендующего на уникальность (но также питающими чаяния — или сродственные им — на порождение «воссозданного» ремодернизма в России, продвигаемые, например, институтом База; а также создающего примечательные артефакты, связывающие образ, его феноменологии, его отрицания и абстракции), с процессом субъективации творческого или умственного деятеля, чья сила высказывания, похоже — в господствующих условиях парадоксальной атомизации и растущей кооперации, зачастую в навязанных формах социальности — является прямо пропорциональной ее абсолютной отдельности.
Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных