Автор: Евгения Стерлягова
г. Москва
Лонгрид создан для веб зина
GG magazin.
Фрагмент:
Общаясь в прямом эфире GG MAGAZINE c художницей и дизайнером украшений Марией Алигожиной, мы говорили о поэтике мусора, о ностальгии и памяти места, которую содержат бывшие в употреблении предметы.
Два года назад появился микро-экологический, trash-jewelry проект «Кулёма», в рамках которого Мария собирает украшения из микромусора и найденных объектов. Этим летом на фестивале апсайклинг-дизайна в Москве Маша представила сразу две коллекции. Одна из них была сделана только из артефактов, собранных на Красной площади.
«Я мечтаю открыть собственное trash-jewelry ателье, куда можно приносить свои находки и поломанную бижутерию, а на выходе получать новую личную коллекцию из тех же самых предметов. Еще одна идея для идеального будущего — склады-мастерские для художников. Там они смогут взять и повторно использовать какие-то уже ненужные другим вещи».
По словам Маши, проект «Кулёма» прежде всего про «онелеплевание» (редкое, но точное понятие, которое использовали в своих произведениях Осип Мандельштам, Юрий Мамлеев) — про возможность почувствовать себя другим, странным, нелепым, «иным», про необходимость абсурда, творческой импровизации для повышения качества жизни каждого человека.
«Ирония есть способ сопряжения культуры, в которой происходит перманентная переоценка ценностей, и ментальности, которая пребывает в состоянии постоянного недоверия», — описывает современную ситуацию доктор философских наук, профессор Виктор Пигулевский, эксперт в сфере практической эстетики, теории современного искусства и дизайна. В мире постоянных изменений и быстрых скоростей ирония и импровизация наша необходимая терапия и способ борьбы со стереотипами мышления.
При всем этом, отношение к мусору у Маши Алигожиной не панибратское, скорее трепетное, деликатное. Коллекции находок Марии часто стайтспецифичны, посвященные различным городам. По мнению художника, своеобразные «портреты» мест получаются очень разными:
«В Киеве было очень чисто и почти не нашлось ничего, на границе с Россией набрала железок. В Индии — все в каких-то разноцветных радужных кусочках и тряпочках. За две недели в Армении у меня набралось много керамики и кусочков свернутой проволоки, видимо, ее здесь часто для чего-то используют».
Интересно было поговорить про хэнд-мейд практики с выходцами из легендарного ДК «ПЕТЛЮРА» и идейными наследницами художника, коллекционера Александра Ляшенко (Петлюры), основательницами арт-проекта здоровой пропаганды Винтажной моды и индивидуального стиля «Наденька Винтаж» — Моной Свинчак и Зинаидой Саплиной. Команда винтажного магазина «Наденька Винтаж» (
Nadenka Vintage) активно занимаются реконструкцией, апсайклингом найденных вещей, смело перешивая и перекрашивания — отпускают к новым хозяевам в новую жизнь! На мой вопрос, зачем заниматься всем этим, художницы искренне признались, что «любят все уникальное и неповторимое» видят особый шик в изношенности вещей с историей. Поиск подходящих экземпляров «напоминает охоту за трофеями, когда интуитивно находишь на ощупь в каком-нибудь секонде классную ткань.., а иногда вещи сами «просят», чтобы ты забрал их из старых пыльных шкафов».